Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Страница 6

3) Переходим к следующему аспекту. Почему расположение парт традиционно: по 3 продольных ряда и 4 поперечных ряда? Зачем вообще нужны ряды и двухместные парты? Пожалуйста .

Считается, что преобладающая зона восприятия находится в образовательном пространстве с левой стороны (перцептивная, афферентная, сенсорная, аффекторная зона). Преобладающая зона интеракции или взаимодействия находится в правой части образовательного пространства (интеракционная, эфферентная, моторная, эффекторная зона).

Средний продольный ряд занимают амбидекстры, у которых нет выраженной доминантности полушарий и психологические системы отличаются двусторонней организацией. Это зона коммуникативная, обьединяюшая перцептивные и интерактивные процессы; зона управления образовательной деятельностью.

Пары учащихся подбираются по принципу взаимодополнения их психотипов. Упрощенно: слева за партой располагается правосторонний тип; справа - его компенсирует левосторонний тип. При этом известно, что правосторонний психотип считается женским, а левосторонний - мужским. Подчеркиваем, уважаемые коллеги, - не обязательно по полу, а по психологическим особенностям.

Кстати многие общественные заведения и помещения имеют именно такую пространственную организацию. Для наглядности можно вспомнить наш Ученый Совет: подсознательно женщины занимают левые позиции, мужчины - правые; средний ряд - смешанный.

По богословской традиции в православном храме женщины обязаны стоять только в левом пределе, а мужчины - в правом во время богослужения. Иконостас традиционно оформлен аналогичным образом: слева иконы Богородицы, справа - Спасителя.

Вспомним, уважаемые коллеги, как структуировалась символически передняя зона класса (передняя стена) в дореволюционных школах? Пожалуйста, кто знает .

На передней стене слева - иконы, как источник духовной информации (перцепция); в центре портрет царя - как символ управляющего, организующего начала и доска с учебной информацией, учитель как символы образовательной коммуникации; в правом углу скамья для порки, розги, угол в который ставили коленками на горох (символ наказания, порицания, интерактивного взаимодействия).

То есть, существуют универсальные общие закономерности организации всех пространств: от духовного, к социальному, психологическому и физическому. Поэтому особенности структуры аудитории - это не столько результат архитектурной или санитарно-гигиенической традиции.

Это, прежде всего внешняя проекция на физическое пространство, внутреннего психологического пространства человека. Поэтому когда учащийся заходит в класс возникает эффект пространственного изоморфизма (соответствия) внутренних и внешних пространств, что повышает эффективность образовательной деятельности.

В результате перед нами возникает центральный вопрос лекции: как эти пространства между собой взаимодействуют в общей психологической структуре образовательного пространства? И что нейропедагогика может предложить для его анализа?

В частности, направление групповой динамики К.Левина опирается в своих исследованиях на теорию поля, в соответствии с которой законы социального поведения необходимо искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, их локализацию и измерение. Данная теория хорошо описывает нейропедагогические функции и механизмы в условиях анализа нейропедагогических полей образовательной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные фор ...

Рассмотрение общепсихологического свойства «Внимание» по отношению к «Ки» понятию
Внимание имеет обыкновение рассеиваться, намерения меняются, и модели мускульной активности, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, варьируются в зависимости от обстоятельств. Абсолютно понятно, что внимание – это особое свойство человечес ...

Воля как психический феномен
Воля – форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru