Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Страница 4

) (рис.2). По-видимому, к низшим педагогическим функциям (НПеФ

) можно отнести механизмы импритинга, инициации, следования и т.д. Вместе - НПеФ и ВПеФ составляют нейропедагогические функции (НФ

).

Если ВПФ являются произвольными, осознанными, опосредованными системными качествами, или психологическими системами; то ВПеФ представляют собой совокупность нейропедагогических систем

, ответственных за обучение, воспитание, а также развитие и саморазвитие человека в процессе учебно-воспитательной деятельности. По Р.С. Немову они связаны с механизмами научения.

Кроме того, существуют и еще более сложно организованные психосоциальные функции. Поэтому сегодня значение и уровень ВПФ пересматриваются; с современных позиций «они не самые высшие», над ними надстраиваются другие функции в процессе развития человека.

Традиционно педагогические системырассматривались как нечто внешнее, обьективированное для человека. Но современное развитие педагогической психологии показывает важность и внутреннего представительства данных систем. Только наличие исходных рефлексивных аналогов (нейропедагогических систем) позволяет ребенку воспринимать то, что ему предлагается в процессе образовательной деятельности. Субьектные нейропедагогические системы, по-видимому, являются также внутренним источником самообучения и самовоспитания человека на протяжении всей его жизни.

Известно, что с позиции социометрического направления в изучении малых групп (Дж. Морено) выделяется две структуры групповых отношений: 1) макроструктура («пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности); 2) микроструктура (структура психологических отношений индивида с окружающими его людьми).

С точки зрения предлагаемого подхода к данной проблеме социометрическое понятие макроструктуры во многом соотносимо со структурой нейропедагогического пространства

, а понятие микроструктуры - с индивидуальной нейропедагогической позицией

в нем учащегося. Проанализируем сначала преимущественно нейродинамический уровень

организации нейропедагогического пространства.

Уважаемые коллеги! Хотелось бы подчеркнуть, что многие аспекты педагогической деятельности обычно остаются за гранью подсознательного, т.к. в среднем человек воспринимает лишь 5-10% информации от внешнего мира. Остальная информация поступает в процессе апперцепции, т.е. не осознается. Поэтому важно в своей работе максимально расширить сферу сознания, произвольной регуляции образовательной деятельности. В этом огромный внутренний потенциал расширения возможностей работы педагога и психолога.

Образно представим, как мы плавно открываем дверь в учебную аудиторию, медленно в нее входим. Почувствуем вновь ее внутреннюю структурную организацию, ощутим с позиции принципа «здесь и сейчас» в чем особенности данного образовательного пространства в целом и его отдельных компонентов: физического пространства - аудитории (стены, парты, стулья и т.д.); психологического пространства - расположения учащихся в соответствии со своими индивидуально-психологическими свойствами; психосоциального пространства - межличностной коммуникации учитель-учащиеся в процессе образовательной деятельности. Все три составляющие формируют вместе единое образовательное пространство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Воображение и эмоции
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взро ...

Исторические условия и особенности формирования русских традиций
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие ...

Начальный этап научного развития специальной психологии и педагогики в России
К началу 30-х годов 19 века в России было только одно С.-Петербургское училище для слепых; три училища для глухих - в Петербурге, Москве, Варшаве, а также несколько приютов и частных школ для умственно отсталых детей, в которых воспитывал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru