Воображение и креативная функция мышления

Воображение и креативная функция мышления

Воображение (фантазия) – это психическпий процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека. Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. (Г.А. Ратанова, Экспериментальная психология. 2004. с.422)

Не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать.

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени. (Ю.А. Полуянов, Воображение и способности. 1982. c.98)

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, то лишился бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Не существовало бы сказок, игр и многого другого. Я думаю лишив человека воображения – прогресс бы остановился. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Умение фантазировать развивается особенно интенсивно уже в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Воображение является результатом креативного мышления человека. Способность креативности проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. К факторам определяющим творческие способности относятся врожденные задатки, деятельность человека, особенности окружающей среды, условия обучения и воспитания, влияющие на развитие у человека особенностей психических процессов и качеств личности. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В воображении креативность проявляется как нестандартность создаваемых образов. Люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Реализация творческого потенциала связана с развитием культурной креативности. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, способного к саморегуляции творческой деятельности.

Исследование воображения и креативности может быть разработано на основе простых наблюдений, теории или результатов других исследований, но переход от источника идеи исследования к самому исследованию не произойдет автоматически. Креативное мышление при разработке исследований включает процесс определения значимых связей на первый взгляд бессвязными идеями и использование этих связей для создания экспериментов.

Темой своего исследования мы избрали “Воображение и креативная функция мышления”. Исходя из сформулированной темы - объектом настоящей работы является воображение как креативная функция мышления. Предметом курсовой работы мы выделяем именно взаимосвязь креативности и воображения. Цель нашей работы найти взаимосвязь между креативностью и воображением как функцией мышления.

Для достижения цели необходимо было поставить следующие задачи: изучение воображения, как креативности и исследование креативной функции мышления.

В данной работе в практической части мы можем воспользоваться методом теоретического анализа. Тест творческого мышления П. Торренса предназначен для диагностики креативности. В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию. Модель креативности П. Торренса универсальна для людей разных возрастов, поэтому она подходит нам для исследования креативности. Для исследования мы возьмем 10 испытуемых.

 

Интересные материалы:

Рекомендации по укреплению психического здоровья личного состава
В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэ ...

Приемы саморегуляции при несении караульной службы
1. Перед заряжанием оружия и приеме поста,, настрой себя: "Я внимателен . Мое зрение и слух предельно обострены ." 2. При нахождении на посту: Для преодоления усталости и сонливости повторяй мысленно или шепотом: "Я вла ...

Использование информационных технологий в учебном процессе
Одной из важнейших сфер использования информационных технологий в жизни современного ребенка является образовательная сфера. В начале нашей работы мы остановимся подробнее на исследованиях, посвященных данной теме. Дошкольное образование ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru