Воображение и эмоции

Воображение и креативная функция мышления » Воображение и эмоции

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. В особенности детская игра, которая теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Люди получают высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения. В прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л.С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: « . всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству». Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Второй закон, выведенный Л.С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения». Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в поведении детей. Дети любят сочинять и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля. (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 1999. с.79)

Можно сделать вывод, что, используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств. Ребенок включает свое мышление и начинает придумывать и воображать, значит, мышление является основополагающим процессом после познавательных для осуществления воображения.

Интересные материалы:

Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
игра младший школьник словесная память 7 лет — это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмы ...

Теории психогенеза
Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающ ...

Развитие руководителя через своих подчиненных
Совместная деятельность людей создает мир человеческих отношений. Именно в совместной деятельности людей возникают отношения взаимной ответственности осознается значимость индивидуальности. В индивидуальности каждого человека заложен осн ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru