Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства

Страница 5

Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним и зарисуем традиционную схему учебной аудитории, т.е. физического пространства, в котором осуществляется образовательная деятельность.

И попробуем ответить на простые вопросы, которые мы почему-то никогда себе не задаем; и обычно данные аспекты не осознаются:

1) Почему окна в учебной аудитории располагаются слева? Пожалуйста, подумаем вместе! Спасибо.

Дело в том, что в обычном положении световой стимул в большей степени засвечивает правый глаз и активирует за счет перекрестных связей зоны левого полушария. Это обеспечивает повышение эффективности левосторонней интеллектуальной, речевой деятельности, что улучшает показатели учебной работы. Поэтому левые позиции в образовательном пространстве занимают учащиеся преимущественно с правосторонней доминантностью зон мозга и соответствующих психологических систем, с подсознательной целью компенсировать недостаточность левосторонних систем.

Это определяет важность свободного выбора позиций учащихся в классе. При определении позиций учителем блокируется актуализация у ребенка соответствующих нейропедагогических процессов, может формироваться задержка развития ВПеФ, ВПФ.

Данным правосторонним типам, в частности, требуется большее визуальное пространство для активизации психической деятельности и доминирующего образного мышления. Для этого они используют зону окон (кто сидит у окон знают, что прямо или боковым зрением они включают внеаудиторное физическое пространство в деятельность). В негативном плане она может быть для них также зоной отвлечения. У этих учащихся преобладают перцептивные процессы в образовательной деятельности (принимающий тип личности).

2) Другой аналогичный вопрос. Почему вход в аудиторию находится спереди-справа? Пожалуйста .

Предполагается, что правые позиции наоборот занимают психотипы с левосторонней доминантностью психологических систем. Им в меньшей степени требуется световая стимуляция левого полушария. Наоборот необходимо снижение его избыточной активности.

С этой целью они подсознательно используют зону двери (зона выхода в негативном плане, когда учащийся мыслями уже на перемене, также вне образовательной зоны). Это психотип с доминированием интерактивной психической активности (отдающий тип личности). Вспомним в обыденном плане: левая рука - принимающая, правая - отдающая.

В образовательном пространстве также можно выделить зону изоляции (задние и задне-правые позиции), зону детерминации (передняя зона преподавателя), зону коммуникации (средняя учебная зона). Последняя зона является и зоной максимального нейропедагогического стресса. Поэтому на семинарских занятиях, контрольных работах учащиеся ее активно избегают.

При этом возникает явление нейропедагогического смещения учащихся в боковые и задние позиции (см. варианты). В результате отмечается три основные нейропедагогические конфигурации образовательного пространства в условиях реализации соответствующих механизмов психологической защиты от стресса (боковое смещение, заднее смещение, смешанный варинт). Левые позиции занимает «пасссивный» тип (пассивно-оборонительная реакция); правые позиции - «активный» тип (агрессивно-наступательная реакция); задние позиции - «неустойчивый» тип (защитно-изолирующая реакция).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Психологическая характеристика юношеского возраста
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом ...

Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний
Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные ...

Особенности эмоционального благополучия ребенка
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru