Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности
Следовательно, в связи с задачами исследования запоминания возможно выделение трех видов ориентировки в материале: 1) концентрированна и направленная на те его признаки, которые впоследствии надлежит воспроизвести; 2) неконцентрированная, глобальная ориентировка, при которой активность случайным образом распределяется между всеми признаками ситуации, как подлежащими, так и не подлежащими последующему воспроизведению; 3) концентрированна и направленная на такие признаки, которые воспроизводить впоследствии не потребуется (в этом случае требуется воспроизвести иные признаки, не выступившие объектом направленной ориентировки). Испытуемому предлагаются разные задачи в отношении одного и того же материала, требующие различных видов познавательной ориентировки.
Экспериментальный материал - ряд из 7 цифр:
7 2 6 3 2 8 5
Во всех случаях этот ряд предъявляется на слух со скоростью примерно две цифры в секунду.
Эксперимент состоит из трех серий, которые проводятся с разными испытуемым.
В первой серии испытуемому задается концентрированная ориентировка, направленная непосредственно на содержание цифр. Инструкция испытуемому: "Сейчас Вам будет прочитан ряд из 7 цифр. Ваша задача - запомнить эти цифры".
Во второй серии испытуемому задается глобальная ориентировка ситуации без четкого указания на отдельные ее признаки. Инструкция испытуемому: "В эксперименте Вам придется выполнять различные задания с рядам из 7 цифр, которые будут Вам предъявляться на слух, при этом цифры будут называться одна за другой. Прежде, чем мы начнем эксперимент, я приведу Вам пример предъявления одного такого ряда". В этом случае объектом ориентировки испытуемого выступает как вся экспериментальная ситуация в целом, так и отдельные ее элементы: содержание цифр, скорость их чтения экспериментатором, особенности их предъявления и т.п.
В третьей серии испытуемому задается концентрированная ориентировка, направленная на выделение признаков, безразличных для последующего воспроизведения - касающихся особенностей интервалов между произнесением отдельных цифр. Инструкция испытуемому: "Вам будут последовательно зачитываться ряды из 7 цифр. Ваша задача - постараться уловить особенности изменения интервалов между произнесением отдельных, цифр, например, увеличивается или уменьшается скорость чтения от начала ряда к его концу, нет ли какого-либо более длинного или более короткого интервала в ряду, выделяющегося по сравнению с другими, и если есть, то находится он в начале или. в конце ряда, и т.п. После прочтения ряда Вы должны сразу же сообщить о том, что заметите". В этом случае вне зоны концентрированной ориентировки остается содержание предъявляемых цифр, несмотря на то, что все цифры находятся в поле восприятия испытуемого.
После окончания предъявления ряда во всех трех сериях эксперимента испытуемому предлагается воспроизвести все названные числа: "Вспомните, пожалуйста, все числа, которые только что были названы, и, пока Вы их не забыли, напишите на бланке с учетом их последовательности". Для воспроизведения дается специальный бланк; в котором клеточками указаны знакоместа цифр (рис.2). Эксперимент ты проводятся индивидуально. Испытуемые - студенты и взрослые.
Рис.2. Бланк с клеточками для воспроизведения цифр
При обработке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных цифр с учетом их знакоместа. Вычисляются средние показатели эффективности запоминания для каждой серии в отдельности [48].
Интересные материалы:
Нарушения мозгового кровообращения
Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) является одной из основных причин смерти и инвалидизации взрослого населения. За последние годы отмечается рост сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе инсультов. В 1989 г. число вперв ...
Новообразования дошкольного возраста
К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценк ...
Феномен школьной дезадаптации
По своей психолого-педагогической сущности и способам формирования школьная дезадаптация является сложной и многогранной характеристикой. В современной психологии и педагогике круг исследований, в которых отражены разнообразные аспекты шк ...