Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности
Рис.4. Схема последовательных трансформаций фигур
Инструкция испытуемому: "Сейчас Вы увидите несколько различных фигур.
Ваша задача
- внимательно рассмотреть их, сопоставляя друг с другом, и постараться выделить несколько "цепочек" из этих фигур, построенных так, что каждая последующая фигура лишь немного отличается от предыдущей (представляет собой небольшое ее видоизменение), т.е. каждая пара соседних фигур сходна друг с другом, Например, пусть у нас имеется исходная фигура - буква А. Последовательные изменения ее могут состоять в следующем (далее показывается бланк со схемой, изображенной на рис.5): в опускании; горизонтальной черточки; в выравнивании наклонных линий; в «обрезании» части фигуры справа (все называемые изменения показываются на схеме). Возможны и другие, более сложные изменения. Аналогичную схему Вам следует построить из этих фигур (выкладывается на стол набор карточек с фигурами). Вверху должна быть эта карточка (указывается на круг). Постарайтесь построить; как можно более четкую схему, с использованием всех имеющихся фигур".
Рис.5. Пример, поясняющий сущность последовательных трансформаций
После 5-минутной отвлекающей беседы испытуемых, участвовавших и в первой, и во второй серии эксперимента, просят вспомнить и нарисовать все фигуры: «А теперь, пожалуйста, нарисуйте фигуры изображенные на карточках, с которыми Вы только что работали. Постарайтесь нарисовать эти фигуры как можно точнее».
Испытуемые - старшеклассники и студенты. Эксперименты проводится индивидуально.
При обработке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных фигур каждого вида: привычных, промежуточных и непривычных, - для каждого испытуемого, а затем вычисляются а затем вычисляются средние доли фигур каждого вида (в процентах), воспроизведенные испытуемыми первой и второй серий эксперимента в отдельности.
Интересные материалы:
Макро и микросреда конфликта
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: среда ...
Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной ф ...
Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников фо ...