Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности

Страница 6

Упорядочивание геометрических фигур (по Е.В.Заике) [13].

Исследуется зависимость запоминания материала от сочетания двух факторов: степени привычности (знакомости) его элементов и содержательности (сложности) способов деятельности с ним. Степень привычности материала задается специальным подбором его элементов таким образом, чтобы среди них были представлены как хорошо знакомые, "естественные" фигуры, соответствующие целостным эталонам памяти и легко вербализуемые, так и редкие, мало знакомые фигуры, соответствующие фрагментарным эталонам памяти и практически не вербализуемые (или вербализуемые лишь приблизительно и с большим трудом). Степень содержательности способов действия с материалом задается специальной инструкцией, ориентирующей испытуемых либо на поэлементное сопоставление фигур с учетом лишь некоторых отдельных их признаков (классификация), либо на установление сложных соотношений между ними внутри всего множества фигур, что требует выделения и учета целой системы их признаков (обнаружение последовательных трансформаций).

Экспериментальный материал - 13 геометрических фигур (рис.3 каждая из которых нарисована черной тушью на картонной карточке размером 5x4 см. В нижней части каждой картонной карточки проведена горизонтальная зеленая линия, задающая однозначное расположение карточки на столе (линия должна быть внизу). Для удобства обработки материала все карточки пронумерованы с обратной стороны (на рис.3. номера указаны под фигурами).

Среди предъявляемых фигур есть фигуры привычные (связанные с целостными эталонами и легко вербализуемые): № 1,2,4,8; непривычные (не имеющие целостных эталонов и практически невербализуемые): № 5,7,9,10,11,13; а также промежуточные между первыми и вторыми (привычные фигуры в непривычной ориентации или пропорциях): № 3.6.12.

(Выделение этих видов фигур произведено с учетом экспертных оценок привычности фигур (эксперты осуществляли ранжирование фигур от наиболее привычных, частых до наименее естественных)).

Рис.3. Предъявляемый набор геометрических фигур

Эксперимент состоит из двух серий, которые проводятся с различными группами испытуемых. Серии отличаются друг от друга степенью содержательности способов действия испытуемых с предъявленными фигурами.

В первой серии испытуемым предлагается осуществить классификацию фигур, разложив их на несколько групп. Инструкция испытуемому "Сейчас Вам будет предъявлено несколько фигур различной формы. Ваша задача - разложить их на несколько групп, т.е. расклассифицировать их. Внутри каждой группы должны оказаться фигуры, имеющие некоторый общий признак, такой, каким не обладают фигуры, оказавшиеся в других группах. Если Вы считаете, что можно произвести несколько различных классификаций, т.е. сперва выделить группы на основе одного какого-либо признака, затем разложить фигуры иначе, с учетом другого признака, то предложите несколько вариантов раскладки: сперва один, потом другой".

Подавляющее большинство испытуемых справляется с этим заданием. Чаще других встречаются классификации по характеру линий в фигурах: прямые (2,3,4,5,8,9,12,13), кривые (1,6,10) и смешанные (7,11); по общему очертанию: правильные (1,2,3,4), удлиненные (6,7,8,9) и расширенные слева - суженные справа (10,11,12); по общим особенностям контура: округлые (1,6,7,10,11), угловатые (2,3,4,8,12) и "с вырезом" (5,9,13).

Во второй серии испытуемым предлагается обнаружить ряды последовательных трансформаций-фигур пытаясь расположить их в виде схемы таким образом, что бы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей каким-либо небольшим изменением (итоговая схема представлена на рис.4;она не показывается испытуемому, испытуемый должен ее построить самостоятельно).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человека является воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, ...

Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препя ...

Типы фрустрационных реакций
Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации. 1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – по с ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru