Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности

Страница 1

К группе методик, на правленых на доказательство и фиксацию самого факта зависимости запоминания от деятельности, относятся следующие методики: освещение слов фонариком, раскладка букв по числу их знаков в азбуке Морзе, целенаправленный анализ числового ряда, варьирование задач при прослушивании цифрового ряда, упорядочивание геометрических фигур.

Освещение слов фонариком (по А.Н. Леонтьеву, Т.В. Розановой)

Методика направлена на изучение зависимости запоминания материала от содержания деятельности человека. Испытуемому предлагается, действуя с одним и тем же по физическим свойствам и смысловому содержанию материалом, выполнять различные задания. Направленность на получение разных конечных результатов определяет различия и в особенностях ориентировки испытуемого в элементах материала, и, как следствие этого, в эффективности их запоминания.

Экспериментальный материал - квадратный планшет с нарисованными на нем окружностями, диаметром примерно 7 см, расположенными 4 ряда по 4 окружности в каждом. В окружности вложены кружки из плотного картона диаметром 5 см с напечатанными на них словами (рис.1). Кружки легко снимаются рукой, снятие одного кружка не приводит к изменению положения остальных.

Рис.1. Планшет и расположенные на нем картонные кружки со словами

Эксперимент проводится в затемненной комнате так, чтобы испытуемый хорошо видел границы планшета, и месторасположение на нем каждого кружка, однако не видел написанных на кружках слов, У экспериментатора имеется фонарик, на светящуюся часть которого надета картонная трубочка, - так, чтобы при направлении луча на планшет хорошо освещался лишь один кружочек и свободно прочитывалось написанное на нем слово, но в то же время все другие кружки оставались затемненными и находящиеся на них слова не могли быть прочитаны. Экспериментатор, перемещая фонарик, по очереди освещает кружки со словами. Продолжительность освещения каждого слова - 2с. Затем фонарик сразу же направляется на следующее слово. Последовательность освещения кружков случайна, однако она остается неизменной на протяжении всего эксперимента.

Эксперимент включает в себя три серии, которые проводятся с разным составом испытуемых. Серии отличаются одна от другой содержанием задачи, поставленной перед испытуемым.

Инструкция испытуемому состоит из двух частей. Первая часть общая для всех серий эксперимента. Вторая - специфическая для каждой серии.

Общая часть инструкции: "Перед вами планшет, на котором лежат кружки с написанными на них словами. Слова будут по очереди, по одному, освещаться световым зайчиком. Вы должны все освещенные слова прочитывать вслух".

Далее в первой серии предлагается: "При этом снимайте с доски те кружки, которые будут указывать дополнительно при помощи указки". Освещая кружки, экспериментатор к некоторым из них прикасается указкой, они и подлежат снятию. Выбирается 6 таких кружков; они должны быть случайным образом и равномерно распределены по местоположению на планшете и чередоваться без какой-либо закономерности с остальными кружками, например: 1) шкаф, 2) .сажа, 3) село, 4) мышь (+)1, 5) море (+), 6) пила, 7) муха (+), 8) серп, 9) шуба (+), 10) сила, 11) дыра, 12) дача, 13) стол, 14) сера (+), 15) дело (+), 16) перо.

Во второй серии предлагается: "При этом снимайте все кружки, на которых слова начинаются с буквы "С", Таких слов также 6 и они также случайным образом "рассыпаны" по планшету.

(Знак (+) рядом со словом обозначает, что это слово фиксируется указкой экспериментатора и карточка подлежит снятию).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Умственное развитие в раннем детстве
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третич ...

Психологическая манипуляция как вид психологического воздействия
Психологическим влиянием называют «воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных» [62]. Многие авторы относя ...

Анализ основных подходов к классификации видов памяти
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru