Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок

Информация » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок

Страница 5

Данный факт может объясняться следующим.

У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.

Известно также, что адекватное эмоциональное восприятие дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста.

Можно предположить, что дети пяти лет, идентифицируясь с образом какого-либо персонажа, в силу большего, чем у шестилетних детей, эгоцентризма не могут отстраниться от него, занять независимую позицию стороннего наблюдателя, позволяющую адекватно отнестись к этому персонажу. Продолжая идентифицироваться с ним, дошкольники демонстрируют к нему положительное эмоциональное отношение, определяющее и систему отношений ко всем остальным персонажам.

Таким образом, наше исследование на материале восприятия детьми народной волшебной сказки позволяет уловить один из моментов перехода ребенка на новый уровень развития морального сознания.

В работе были выявлены некоторые тендерные особенности изменения эмоционального отношения детей шести лет к персонажам сказки после прослушивания ее искаженного варианта (табл. 2).

Таблица 2 Сдвиг эмоционального отношения мальчиков и девочек к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)

Действующее лицо сказки

Пол

Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки

в строну ухудшения

«нулевой»

в сторону улучшения

Герой (Сестрица Аленушка)

Мальчики Девочки

68,2

75,8

9,1

12,1

22,7

12,1

Помощник (Еж)

Мальчики Девочки

13,6

18,2

18,2

18,2

68,2

63,6

Искомый персонаж (Братец Иванушка)

Мальчики Девочки

9,1

30,3

40,9

18,2

50,0

51,5

Антагонист (Баба-Яга)

Мальчики Девочки

27,3

39,4

50,0

51,5

22,7

9,1

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Что происходит во время анализа и кто должен подвергаться психоанализу
Во время анализа пациент склонен постепенно нагружать образ аналитика всей энергией неудовлетворенный желаний Ид, накопившейся у него с младенческих лет. Когда эта энергия сосредотачивается на одном образе, ее можно изучить и перераспреде ...

Восприятие цвета в пространстве
В живописи цвет является основным выразительным средством, использующим все богатства сложнейших колористических композиций. В других видах творчества цвет служит уже дополнительным средством, имеющим как бы прикладное значение для подчер ...

Язык глаз в коммуникации людей разных культур
Глаза, части глаз и выражение глаз берут на себя особую роль в невербальном отражении человеческих эмоций, и в передаче самой разнообразной информации, причем в значительной мере в этом «повинно» строение глаза. Физиологи установили, что ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru