Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
Данный факт может объясняться следующим.
У детей пяти лет в оценке сказочных персонажей преобладает ориентация на их внешний вид. При этом нравственные характеристики, выражающиеся через круг действий персонажа, находятся на втором плане. Ведущую же роль в оценке действующих лиц сказки они начинают играть только с шестилетнего возраста, когда дети научаются дифференцировать понятия «хороший» и «красивый», и те уже не становятся полностью совпадающими, как это было у младших детей. Вероятно, образ Сестрицы Аленушки как раз и является для дошкольников внешне привлекательным. Красивая Сестрица Аленушка не может быть плохой для младших детей.
Известно также, что адекватное эмоциональное восприятие дошкольников к нравственным нормам формируется только в конце старшего дошкольного возраста.
Можно предположить, что дети пяти лет, идентифицируясь с образом какого-либо персонажа, в силу большего, чем у шестилетних детей, эгоцентризма не могут отстраниться от него, занять независимую позицию стороннего наблюдателя, позволяющую адекватно отнестись к этому персонажу. Продолжая идентифицироваться с ним, дошкольники демонстрируют к нему положительное эмоциональное отношение, определяющее и систему отношений ко всем остальным персонажам.
Таким образом, наше исследование на материале восприятия детьми народной волшебной сказки позволяет уловить один из моментов перехода ребенка на новый уровень развития морального сознания.
В работе были выявлены некоторые тендерные особенности изменения эмоционального отношения детей шести лет к персонажам сказки после прослушивания ее искаженного варианта (табл. 2).
Таблица 2 Сдвиг эмоционального отношения мальчиков и девочек к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки |
Пол |
Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в строну ухудшения |
«нулевой» |
в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) |
Мальчики Девочки |
68,2 75,8 |
9,1 12,1 |
22,7 12,1 |
Помощник (Еж) |
Мальчики Девочки |
13,6 18,2 |
18,2 18,2 |
68,2 63,6 |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) |
Мальчики Девочки |
9,1 30,3 |
40,9 18,2 |
50,0 51,5 |
Антагонист (Баба-Яга) |
Мальчики Девочки |
27,3 39,4 |
50,0 51,5 |
22,7 9,1 |
Интересные материалы:
Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препя ...
Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия
». Е.А. Климов предлагает четыре п ...
Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие:
· Ранимость, обидчивость.
· Низкая способность к принятию, осознанию и в ...