Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок
образ Братца Иванушки со второго места (3,16) переместился на первое (2,36);
второе место (3,05), передвигаясь с пятого (4,18), занял образ сказочного Ежа;
на третье место (3,38), вместо исходного четвертого (3,88), был поставлен образ Молочной Речки, Кисельных Берегов;
четвертое и пятое, вместо бывших шестого и третьего мест, заняли остальные испытатели Печка (3,96 против 4,55) и Яблонька (4,09 против 3,76) соответственно. Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена в данном случае не достигают уровня статистической значимости (р<0,05), что указывает на достоверность изменения эмоционального восприятия детей к персонажам сказки.
При рассмотрении экспериментальной группы с целью возможного выявления в ней возрастных различий в характере изменения эмоционального восприятия к действующим лицам сказки обнаружились интересные закономерности (табл. 1).
У дошкольников пяти лет изменение эмоционального восприятия к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста/вредителя не имеет однозначной тенденции. Доля детей, все-таки пересмотревших свое отношение к данным образам в пользу их большего эмоционального отвержения, несущественно превышает долю детей, эмоциональное отношение которых к этим персонажам даже несколько улучшилось.
Таблица 1 Сдвиг эмоционального отношения детей к персонажам сказки после прослушивания версии с искаженным композиционным строем (число испытуемых в %)
Действующее лицо сказки |
Возрастная группа |
Сдвиг эмоционального отношения к действующему лицу сказки | ||
в сторону ухудшения |
«нулевой» |
в сторону улучшения | ||
Герой (Сестрица Аленушка) |
5 лет 6 лет |
57,9 72,7 |
15,8 10,9 |
26,3 16,4 |
Помощник (Еж) |
5 лет 6 лет |
31,6 16,4 |
21,1 18,2 |
47,4 65,5 |
Искомый персонаж (Братец Иванушка) |
5 лет 6 лет |
26,3 21,8 |
26,3 27,3 |
47,4 50,9 |
Антагонист (Баба-Яга) |
5 лет 6 лет |
31,6 34,5 |
47,4 50,9 |
21,1 14,5 |
Также не достигают уровня статистической достоверности сдвиги в сторону улучшения эмоционального восприятия к образам Братца Иванушки в роли искомого персонажа и помощника - Ежа.
Дошкольники шести лет демонстрируют значительное изменение эмоционального восприятия в сторону его ухудшения к образам Сестрицы Аленушки в роли героя и Бабы-Яги в роли антагониста, а также в сторону улучшения к образам Братца Иванушки и Ежа, исполняющих круг действий искомого персонажа и помощника.
Интересные материалы:
Слабослышащие дети
В отличие от глухих детей они обладают остаточным слухом, который могут эффективно использовать в процессе обучения и для общения с окружающими. При врожденной не диагносцированной тугоухости к концу первого года снижается интенсивность п ...
Нерегрессивный метод Макдугалл
МакДугалл согласна с предположением Винникотта, что симптомы психосоматических пациентов становятся доступными интерпретации лишь после их так называемой «истеризации». Психосоматический симптом должен стать очагом патологического процесс ...
Направления исследования
Принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Чем "богаче" потребности человека, тем бол ...