Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок

Информация » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Диагностика исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок

Страница 1

В психологии и педагогике сказка традиционно считается одной из форм организации детского опыта. Существование скрытого за незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием психодиагностического, развивающего, психокоррекционного, психотерапевтического потенциала сказки давно осознано в психологии.

Анализ литературных источников показывает, что не существует общепринятого определения сказки; проблема типологии сказок также не имеет однозначного решения, что может объясняться чрезвычайным разнообразием сказок и по героям, и по сюжетам, и по композиции, а также тем, что до сих пор не найден тот решающий признак, который мог бы быть положен в основу различения сказок. Тем не менее, в ряде работ в качестве особого вида выделена волшебная сказка и ее роль в психическом развитии дошкольника.

В качестве основного психологического механизма, обеспечивающего установление и поддержание контакта между внутренним миром ребенка и сказочным миром, называют процесс идентификации ребенка с главным героем, чему способствует ряд специфических особенностей сказки, касающихся и сюжета, и характеристик персонажей, и устройства сказочного мира в целом. Созвучие сказочного мира внутреннему миру ребенка объясняется их одинаковой алогичностью и отсутствием необходимости строить причинно-следственные связи при восприятии сказки, относительной простотой и доступностью стиля и языка сказки, семантической неперегруженностью сказки и т.д.

В ряде исследований подчеркивается роль сказки в формировании эмоциональной сферы ребенка. Признается посредническая функция сказочно-фольклорного мира между развивающимся детским сознанием и реальностью, между внутренним и внешним объективным миром.

Согласно представлениям различных авторов, волшебная сказка, обучая ребенка приемам метафоризации, наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, проникновения в мир смыслов, скрывающихся за предметами, систематизирования и структурирования приобретаемого и уже существующего опыта. Сказка является источником развития воображения ребенка. Наконец, в наиболее сообразной возрастным особенностям ребенка форме она задает в его сознании полярные эталоны всех основных человеческих категорий, с помощью которых человек строит модель мира и осознает самого себя.

При анализе сказок нередко подчеркивается наличие в них персонифицированного в форме конфликта ее героев противопоставления добра и зла, задающего ребенку полярные эталоны для построения «шкалы» оценки нравственности того или иного поступка, для ориентации собственного поведения относительно нее. Однако попытки экспериментально опосредствовать этический поступок ребенка в реальной ситуации нравственного выбора с помощью образцов (эталонов) поведения персонажей сказки показали, что дошкольники, знающие, как им следовало бы вести себя, все же, как правило, не могут руководствоваться примером поведения сказочного героя.

В работе с детьми дошкольного возраста, я как педагог, исхожу из положения о том, что наряду со знанием двух полярных эталонов, воплощающих в конкретной форме категории добра и зла, важнейшим условием нравственного поведения дошкольника в ситуации морального выбора является обязательное полярное эмоциональное отношение к этическим эталонам.

По мнению ряда исследователей, наиболее ярко противопоставление добра и зла, персонифицированных в образах сказочных персонажей - героя и антагониста, представлено в народных волшебных сказках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Учение Аристотеля о душе
Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть ...

Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
Причинность формирования отклоняющегося поведения военнослужащих не ограничивается только личностными (психологическими качествами) и условиями военно-социальной среды. Необходимо рассмотреть их взаимодействие, в частности конфликтное, ко ...

Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru