Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Информация » Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте » Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Страница 1

Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [2].

Основные отличительные признаки малой группы:

§ прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;

§ непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;

§ наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;

§ общность нравов, привычек, обычаев;

§ некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;

§ немногочисленность по составу.

К указанным характеристикам необходимо добавить осознание участниками своего членства в группе. Важной характеристикой группы, как мы считаем, является ее размер и уровень развития межличностных отношений.

Общими качествами для малых групп, по нашему мнению, являются:

1. Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы, отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция.

2. Микроклимат – определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность – степень принятия групповых эталонов членами групп.

4. Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществлении групповых задач.

5. Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.

Помимо вышеуказанных, малой группе присущи и следующие качества:

1. Направленность – социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.

2. Организованность – реальная способность группы к самоуправлению.

3. Интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания и общего языка среди членов группы.

4. Эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера и преобладающий эмоциональный настрой группы.

5. Волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях [143, с. 67].

Особое внимание в ходе социально-психологического и педагогического изучения малых групп уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения лидерства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальные отношения, возникающие между подростками на должностной основе, фиксируются, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между подростками независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания учащихся друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала на исходном этапе группового развития они бывают относительно безразличными (подростки, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу). Затем могут становиться конфликтными.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Период добрачного ухаживания
Период добрачного ухаживания является самым сложным в психолого-педагогическом плане из всех этапов супружеской жизни. Поэтому проблема роли добрачных отношений и их влияние на формирование будущей семьи остается одной из актуальных стоящ ...

Характеристика памяти как познавательного процесса
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не ...

Нейропедагогические основы психологической организации образовательного пространства
По данной проблематике (основам нейропедагогического подхода) с разных точек зрения мы занимаемся в течении уже 17 лет. Под нашим руководством защищена докторская диссертация, сейчас уже на выходе вторая работа. В них, нескольких кандидат ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru