Личность и самосознание

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Личность и самосознание

Страница 2

Самосознание как саморефлексия становится важным инструментом становления личности, необходимость которого обуславливается самой логикой исторических преобразований в одном срезе (срезе культурно-исторического развития), и ходом индивидуального развития в другом. "Определение своего способа жизни" Л. Рубинштейн (1957) обозначал как рефлексию. Личностная рефлексия предстает как механизм саморазвития личности. Рефлексия проявляется в обращении сознания на самое себя, в анализе действия, поступков, мотивов и соотнесении их с общечеловеческими ценностями (В. С. Мухина, 1997).Анализируя основные подходы к пониманию природы и механизмов самосознания в различных психологических теориях (например, символический интеракционизм (Кули, Мид); теория самовосприятия (Д. Бем)) можно заключить, что человек приобретает знания о себе: 1) присваивая точки зрения других людей относительно себя; 2) анализируя собственное поведение и ситуации, в которых оно осуществляется. Однако, говоря о самосознании, исследователи чаще всего упускают важную роль культурного окружения человека, воздействие огромного информационно-культурного пласта, в котором индивид выстраивает свои цели, поведение на протяжении всей своей жизни. Роль "значимых других" вряд ли можно свести только к функции "зеркального отражения", если учитывать один из важных механизмов становления личности и самосознания - идентификацию. "Идентификация оказывается важнейшим процессом, точнее важнейшей психической деятельностью, идущей на встречу формирующим самосознание социальным влияниям".

Включась в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психических и физических состояний и действий и процессов. Субъективное переживание собственного "Я" выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание своего "Я" является результатом длительного процесса формирования личности, который И.С. Кон (1978) обозначил как "открытие Я", рассматривая его как результат социализации.Понятие "социализация" в различных научных школах не имеет однозначного толкования. Она означает социальное научение (необихивиоризм), процесс и результат социального взаимодействия (символический интеракционизм), самоактуализацию "Я-концепции" (гуманистическая психология). Каждое из этих направлений акцентирует внимание на одной из сторон многопланового феномена социализации. Социализация выступает как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта, осуществляемый в общении и деятельности, в ходе которого человек не просто усваивает социо-культурный опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации, избирательно присваивая нормы и стереотипы, принятые в обществе или в референтной группе. Внешнее воздействие дает психологический эффект лишь преломляясь через ранее сложившийся у человека строй мыслей и чувств (С.Л. Рубинштейн, 1957). Личностью становятся, научившись выделять своё "Я" из окружения, а так же сравнивая себя с ним. Важная роль окружения при этом заключается в его функции эталона и ориентира для самодетерминации. Эталоны, задаваемые социо-культурным окружением, обуславливают форму и содержание самосознания. Ю.Б. Гиппенрейтер (1982) подчёркивает: "Анализ субъективных отчётов, наблюдения и специальные исследования показывают, что принятие личностного эталона или образца, имеет чрезвычайно важную психологическую функцию".

Здесь возможно говорить, следуя за Л.С. Выготским, об овладении собственной психики при помощи данного типа орудия. Роль и функции социо-культурных эталонов при формировании самосознания личности раскрыта еще недостаточно. ИИ. Чеснокова (1977) предлагает различать уровни самосознания. На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления собственного "Я" и "другого человека". Изначально некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а потом оно становится основой для формирования представлений о собственном облике, собственном "Я". Основными приёмами самопознания здесь выступают самовосприятие и самонаблюдение. Второй уровень - уровень диалога с собой, где человек уже оперирует готовыми, сформированными знаниями о себе. Здесь разворачиваются такие механизмы как самоанализ и самоосмысление. Поэтому, по видимому, можно говорить, что "другой" выполняет роль эталона лишь на первом этапе формирования какого-либо личностного качества. Знание о себе выстраивается на социальном и на индивидуальном уровне (В.В. Столин, 1985). При этом, социальная идентичность индивида "определяет и его путь самопознания: сравнение себя (в том числе сравнение с другими) с эталонами, образцами, социальными нормами". Знания индивида о себе на индивидуальном уровне - " это результат установления самоидентичности, т.е. признания себя принадлежащим к той или иной общности и нахождение (выраженности) у себя черт, присущих этой общности". При таком рассмотрении построение личностной идентичности и самопознание слишком жёстко ограничивается реальным социальным положением субъекта. Думается, что выбор образцов и эталонов имеет большую пластичность и более широкий спектр, не ограниченный лишь реально имеющейся социальной идентичностью субъекта.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Специфика невербальной коммуникации
Проблема культуры речевого поведения лежит в сфере, охватывающей ответы на следующие четыре вопроса: 1. Для чего мы говорим? 2. Что мы хотим сказать? 3. Какими средствами мы это делаем? 4. Какова реакция на нашу речь? Ответ на первый ...

Исследование индивидуальности супругов
Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях. При дифференциально ...

Психологические особенности недостаточности слуха
В настоящее время к категории глухих относят детей, полностью лишенных слуха или имеющих остатки слуха, которые не могут служить основой для самостоятельного овладения речью. Потеря слуха при этом в среднем составляет более 70 дБ. При это ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru