Личность и самосознание

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Личность и самосознание

Страница 1

Сущность понятия "личность", как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание.

Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта. Традиционно личность понимают как "субъекта социальных отношений и сознательной деятельности", конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. Этимологически само слово "личность" происходит и определяется как лицо, целостность человека (от лат. persona) и одновременно как его психологический и социальный облик (от лат. personalitas). Личность предстает в неком дуалистическом единстве ощущения тождественности, собственной целостности и одновременно принадлежности обществу. В понятии "личность", процессе её формирования, прежде всего, выделяется именно ее общественная сущность в силу предопределяющей роли общества в становлении личности, как в историческом ракурсе, так и в онтогенезе. Отношение к пониманию термина "личность" в психологии у различных исследователей было и остается неоднозначным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось различные направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности (например, психоаналитическая психология, гуманистическая психология, теория личности К.Левина). Учитывая огромный вклад каждого из подходов в понимание природы личности и сущности её активности, в своей работе автор опирается на те теории, в которых это понятие разрабатывается в терминах активного самоопределения, самореализации и ответственности. Предметом рассмотрения в данной работе является сам человек, относительно сознательно формирующий собственную личность. Главным фактором активности выступает при этом устремлённость к будущему, стремление к максимальной самореализации (К. Роджерс, 1998, А. Маслоу, 1962).

Феномен самоактуализации (самореализации) личности, её границы и особенности ограничиваются самосознанием (А.Маслоу). Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного "Я". В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования. На сцене появляется самосознание - "отнесённость акта сознания к своему Я" (130).Само наполнение понятия "личность", так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированное личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности. Причём, уровень развития личности можно оценивать в рамках развития её самосознания, являющегося центральным структурирующим личность образованием. Особенность способа жизни человека состоит в его способности делать свой внутренний мир предметом анализа, познания, а главное - преобразования. Тейяр де Шарден назвал эту способность рефлексией, "понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания". Сознание по сущности своей "культурно (знаково-символично), действенно (результативно), предметно (смыслово), со-организованное сообщество ." В.И. Слободчиков и Е.И.Исаев обозначают рефлексию как "выход человека из полной поглощённости непосредственным процессом жизни . для выработки собственного отношения к ней". (105, 347) Появление рефлексии можно уподобить началу пути, имеющего два направления: или к негативизму, или к построению жизни на качественно новой уже сознательной основе. "Необходимым и первым этапом в становлении рефлексии является самосознание". (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995.)

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Развитие воли
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека [6, с.582]. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, ...

Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха
Недостаточность зрения и слуха является основной причиной формирования сенсорного дефекта как психофизиологического дефицита определенных анализаторов. Это, в свою очередь, вызывает вторичные психоэмоциональные отклонения в развитии. Кром ...

Тон
В своём первом, логически первичном, речевом значении рассматриваемое слово обозначает определённое свойство звучащего голоса, а именно тон – это «высота звучащего в момент речи голоса». Таким образом, вопреки бытующему мнению о том, что ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru