Личность и самосознание

Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Личность и самосознание

Страница 3

Формирование личности - это процесс становления в человеке "образа Я", понимание себя, "отношение к себе". Высшим уровнем развития представления о себе является самосознание, главные функции которого - познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Самосознание выступает как выделение себя из окружающего мира ("Я" и "не-Я") и строится как иерархически организованные уровни: от низлежащего (самочувствие) - к наиболее высокому (через самопознание к самоотношению).

Понятие "Я" предстает в самосознании в трех аспектах: во-первых, оно обозначает тождественность, единство личности, а также отличие ее от других людей и объектов; во-вторых - ощущение субъективной активности, благодаря которому человек отделяет себя от процесса и результатов своего труда и осуществляет внешний и внутренний самоконтроль; в-третьих, "внутренние" особенности, которые проявляются в свойствах и поступках человека, но никогда не сводится к ним.

Сущность самосознания составляет направленность человека на познание своих физических, психологических и душевных возможностей, своего места среди окружающих людей. В зависимости от задач и целей, стоящих перед человеком самосознание "может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самоконтроль, как самопринятие". Результатом самопознания является формирование системы представлений о себе ("Я -концепция"), определяющих отношение индивида к себе и детерминирующей взаимоотношения с другими людьми.

Роль "Я - концепции" состоит:

1). в достижении внутренней согласованности личности;

2). определяет субъективную интерпретацию опыта;

3). так же является источником ожидания.

В ряде исследований отмечается, что личность всегда стремится к максимальной внутренней согласованности (например, Лаки, 1945). При этом, рефлексия и "Я - концепция" как ее продукт - предопределяет требуемую согласованность (как внутреннюю, так и с окружающим миром). На основе собственных представлений, составляющих "Я - концепцию" личность не только выстраивает собственное поведение, но и интерпретирует свой опыт, а так же поведение других людей. "Я-концепция" определяет и ожидания в отношении будущего. Связь между ожиданием и конкретным действием осуществляется посредством механизма "самореализующегося пророчества". "Я-концепция", являясь контролирующим и интегрирующим инструментом, оказывает непосредственное влияние на выбор направления деятельности, чем напрямую направляет активность субъекта. (Мак Кэндлес, 1967)

Уровень развития самосознания различен как у разных людей, так и на различных этапах жизненного пути одного человека. В результате становления личности её "Я-концепции" становится более устойчивой, претерпевая в процессе формирования ряд существенных изменений. При этом изменение одного аспекта "Я-концепции" влечёт за собой преобразование всей целостной системы структуры личности.

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин "личность" охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. При этом личность предстаёт как человек, характеризующийся самостоятельностью и ответственностью, который в своих поступках, переживаниях и мыслях опирается на общечеловеческие нравственные принципы, а не является только лишь субъектом социального взаимодействия.(В.В.Петухов, 1996) Таким образом, личность выступает как субъект культуры, способный к осмысленному преобразованию своей природной сущности и присваиваемых социальных норм и моделей. Личность заключает в себе как природные, так и культурные качества. Причём именно степень культурного освоения и преобразования собственной природы и социальной сущности определяет уровень развития личности. Природная и культурная сторона жизни личности, как отмечает ВВ. Петухов (1996), несёт в себе различное функциональное значение. Если природная сторона подобна "исходно данному материалу", то культурная выступает как принцип её организации. "И природный и культурный опыт человечества объективно предшествуют социальному индивиду и . принимаются им". Путём освоения культуры непроизвольное "природное" поведение становится произвольным.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Психологический стресс
Термин "стресс" (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные ...

Ансамбль субактивностей
Предметная активность целого организма не существует вне и помимо субактивностей его органов. Она не есть некий чрезвычайный прибавок к этим субактивностям, но всегда совпадает с какой-то одной из них, полагая ее в качестве всеобщей или в ...

Признаки кризисного периода семи лет
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основные признаки кризиса семи лет: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для само ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru