Теория синтогенеза психологических систем

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Теория синтогенеза психологических систем

Страница 1

Психологической основой предлагаемой для специальной психологии возрастной периодизации явились положения разрабатываемой нами с 1994 г. синтологической психологии

, базирующиеся на законе единого сознания.

В результате были обоснованы в 1998 г. принципы синтологической психологии развития,

основанной на законе единого структуирования.

Их проекция в возрастное развитие психики позволяет раскрыть психологические механизмы постадийной дифференциации, структуирования Я-концепции, самосознания, внутреннего плана действий и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

В 2000 г. разработаны ведущие методологические положения синтогенетической психологии

, которые нашли экспериментальное подтверждение. Синтогенетическая психология

характеризуется интегральным подходом к индивидуальному психологическому развитию человека. При этом рассматривается единый структурно-функциональный процесс синтогенеза,

который включает в себя следующие компоненты:

1) Нейрогенез (развитие нейродинамических систем)

2) Психогенез (развитие психодинамических систем)

3) Социогенез (развитие социодинамических систем)

Дополнительными компонентами синтогенеза, выходящими за когнитивные границы собственно психологии, являются соматогенез (развитие биохимических, биофизических и физиологических систем организма), который исследуется медициной и естествознанием; спиритогенез (развитие нравственно-этической, эстетической, духовной сферы человека), который изучается культурологией, философией, богословием.

Комплексное исследование синтогенеза позволило сформулировать синтогенетическую теорию развития (синто-психологии)

. Она интегрирует положения таких известных теорий возрастного развития как эпигенетическая теория Э.Эриксона (эго-психология); генетическую теорию Л.С.Выготского (генетическая психология); деятельностную периодизацию развития Д.Б.Эльконина (советская психология); интегральную периодизацию развития В.И.Слободчикова (1996) (субьектная психология); онтогенетическую теорию (онтопсихология); ортогенетическая система (ортопсихология)и др. При этом можно выделить следующие синтогенетические структуры, определяющие формирование психических функций по стадиям онтогенеза.

1. Первичная синтогенетическая структура

Первичная синтогенетическая структура представлена линиями индивидуального развития

по Ж.Пиаже. Причем известно, что Л.С.Выготский выделял две базисные линии развития: линия аффекта (преимущественно непроизвольные, подсознательные процессы эмоционального реагирования) и линия интелекта (преимущественно произвольные, сознательные процессы познания).

Ориентируясь на данные исследования, которые нашли подтверждение в современных экспериментах, в первичной синтогенетической структуре выделяется две основных линии развития:

1) Психологический онтогенетический вектор

. Он характеризует основные показатели психогенетической ситуации развития человека. В его основе - знаковый универсальный код, который выступает в подсознании в качестве психологических прообразов. На функционирование данного вектора непосредственно оказывает влияние генотип человека и бессознательная сфера (онтотип), которые между собой тесно взаимосвязаны.

2) Психологический феногенетический вектор

. Этот вектор отражает психосоциальную ситуацию развития. Он представлен эталонной системой символов и характеризуется на уровне сознания психологическими образами. На феногенетический вектор влияет социотип микроокружения, связанный с функцией индивидуального надсознания; и психологический фенотип личности. Онтогенетический и феногенетический вектора условно обьединяются в общий синтогенетический вектор, связанный с психотипом индивидуальности.

2. Вторичная синтогенетическая структура

Вторичная синтогенетическая структура строится на основании вышерассмотренных векторов и состоит из обьединяющих их синтогенетических осей

. При этом необходимо вспомнить указания Л.С.Выготского на наличие в психологическом онтогенезе вспомогательных линий развития, взаимодействующих с двумя основными и обеспечивающими вместе целостное структурообразование. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что выделяемые им две основные линии развития (операционно-техническая /интелектуальная/ и мотивационно-потребностная /эмоциональная/) тесно взаимосвязаны друг с другом через ведущую деятельность и психологическое новообразование каждого возрастного периода. В результате основные линии развития периодически перекрещиваются, меняя свое направление.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Противопоставления внутри жестов
Языку жестов, как и естественному языку, свойственна вариативность. Наряду с повседневными бытовыми жестами, образующими цент кинетической системы, имеются географические, или территориальные, а также профессиональные, социальные и др. же ...

Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение. Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случа ...

Родительско-воспитательная сфера
Юноши и девушки как потенциальные родители должны знать основные положения и подходы к формированию семьи и понимать значение семьи в личной жизни. Роль матери/отца начинается с развития чувства материнства/отцовства, которое лучше развив ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru