Теория синтогенеза психологических систем

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Теория синтогенеза психологических систем

Страница 2

Таким образом, на втором гносеологическом уровне анализа синтогенеза возникает более сложная структура - генеративная сеть или синтогенетическая матрица

, отражающую внутреннюю последовательность, преемственность и единство периодов возрастного развития. Причем условно можно выделить следующие синтогенетические оси, вдоль которых разворачиваются парциальные процессы психического развития:

1) Интерактивная.

Она отражает особенности психологического взаимодействия на базисном уровне и подразделяется на сенсо-моторный и поведенческий компоненты. При этом важное значение имеет пространственно-временная ориентация.

2) Аффективная.

Характеризует по Л.С. Выготскому основной внутренний процесс - переживание человека и состоит из эмоционально-волевого и мотивационно-потребностного компонентов.

3) Коммуникативная.

Раскрывает особенности процесса обшения, обмена многоуровневой психологической информацией. Включает в себя вербальный и невербальный компоненты.

4) Когнитивная.

Обозначает различные познавательные процессы и подразделяется на операционно-действенный и интелектуальный компоненты.

Прежде чем перейти к третичной синтогенетической структуре вспомним традиционный подход к многоуровневой концепции личности.

Многоуровневая структура психологии ребенка

В.И. Слободчиков (1995) предлагает выделять следующие уровни в психологической структуре человека: индивид, субьект, личность, индивидуальность.

1. Человек как индивид

предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. При этом изучается проблема как органическое, природное проявляется в психическом. В связи с этим в индивидные свойства человека включаются генетические, морфологические, физиологические, нейропсихологические, половозрастные и другие особенности. Поэтому индивидный уровень человека исследуется дифференциальной психологией, психогенетикой, психосоматикой, нейропсихологией.

Индивидные свойства человека по Б.Г. Ананьеву (1960) подразделяются на возрастно-половые свойства и индивидуально-типические свойства. Последние делятся на конституциональные и нейродинамические свойства. Все вместе они образуют первичные индивидные свойства.

Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида: структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

В дальнейших исследованиях первичные свойства были также конкретизированы как показатели теплообмена, обмена веществ, вегетативной регуляции ., а вторичные - психофизиологические показатели мнемических, мыслительных, аттенционных, психомоторных свойств.

В основе инстинктивного поведения индивида лежат генетические характеристики, биологические и психофизиологические свойств, нейроэндокринные показатели. В процессе взаимодействия врожденных свойств индивида с окружающим миром, формируется личность.

Соотношения между типами телосложения и типами характера легли в основу известных типологий психофизических конституций Э. Кречмера (астенический, атлетический, пикнический), Э. Шелдона (эндоморфный, мезоформный, эктофорный). Последние соответствуют определенным типам темперамента: висцеротонический, соматотонический, церебротонический.

Темперамент отражает основные свойства ЦНС и особенно ВНД. Нейрофизиологические процессы, их соотношения определяют основу разнообразных психологических проявлений. В связи с чем по Гипократу выделялись следующие типы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые затем нашли экспериментальное подтверждение в исследованиях И.П. Павлова.

Б.П. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин (1978) выделили формально-динамический аспект психической деятельности человека, представленный свойствами психики, независящими от конкретных целей, способов и мотивов и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Они и характеризуют темперамент, который можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Интеллектуальная депривация
Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции, когда ограничивается поступление информации от сверстников, родителей, окружающей социальной среды. Это оказывает выраженное негативное воздействие на формирование интеллекта. ...

Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные фор ...

Пояснение к понятию «Ки», как неотъемлемой составляющей боевого искусства и организма человека
В наш век стремительное развитие техники вторгается в каждую клеточку нашей жизни. И этот процесс не имеет конца. Новые достижения всё более впечатляющи: людей заменяют компьютеры, нажатия одной кнопки достаточно для того, чтобы начать яд ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru