Теория синтогенеза психологических систем
Таким образом, на втором гносеологическом уровне анализа синтогенеза возникает более сложная структура - генеративная сеть или синтогенетическая матрица
, отражающую внутреннюю последовательность, преемственность и единство периодов возрастного развития. Причем условно можно выделить следующие синтогенетические оси, вдоль которых разворачиваются парциальные процессы психического развития:
1) Интерактивная.
Она отражает особенности психологического взаимодействия на базисном уровне и подразделяется на сенсо-моторный и поведенческий компоненты. При этом важное значение имеет пространственно-временная ориентация.
2) Аффективная.
Характеризует по Л.С. Выготскому основной внутренний процесс - переживание человека и состоит из эмоционально-волевого и мотивационно-потребностного компонентов.
3) Коммуникативная.
Раскрывает особенности процесса обшения, обмена многоуровневой психологической информацией. Включает в себя вербальный и невербальный компоненты.
4) Когнитивная.
Обозначает различные познавательные процессы и подразделяется на операционно-действенный и интелектуальный компоненты.
Прежде чем перейти к третичной синтогенетической структуре вспомним традиционный подход к многоуровневой концепции личности.
Многоуровневая структура психологии ребенка
В.И. Слободчиков (1995) предлагает выделять следующие уровни в психологической структуре человека: индивид, субьект, личность, индивидуальность.
1. Человек как индивид
предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. При этом изучается проблема как органическое, природное проявляется в психическом. В связи с этим в индивидные свойства человека включаются генетические, морфологические, физиологические, нейропсихологические, половозрастные и другие особенности. Поэтому индивидный уровень человека исследуется дифференциальной психологией, психогенетикой, психосоматикой, нейропсихологией.
Индивидные свойства человека по Б.Г. Ананьеву (1960) подразделяются на возрастно-половые свойства и индивидуально-типические свойства. Последние делятся на конституциональные и нейродинамические свойства. Все вместе они образуют первичные индивидные свойства.
Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида: структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.
В дальнейших исследованиях первичные свойства были также конкретизированы как показатели теплообмена, обмена веществ, вегетативной регуляции ., а вторичные - психофизиологические показатели мнемических, мыслительных, аттенционных, психомоторных свойств.
В основе инстинктивного поведения индивида лежат генетические характеристики, биологические и психофизиологические свойств, нейроэндокринные показатели. В процессе взаимодействия врожденных свойств индивида с окружающим миром, формируется личность.
Соотношения между типами телосложения и типами характера легли в основу известных типологий психофизических конституций Э. Кречмера (астенический, атлетический, пикнический), Э. Шелдона (эндоморфный, мезоформный, эктофорный). Последние соответствуют определенным типам темперамента: висцеротонический, соматотонический, церебротонический.
Темперамент отражает основные свойства ЦНС и особенно ВНД. Нейрофизиологические процессы, их соотношения определяют основу разнообразных психологических проявлений. В связи с чем по Гипократу выделялись следующие типы: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, которые затем нашли экспериментальное подтверждение в исследованиях И.П. Павлова.
Б.П. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин (1978) выделили формально-динамический аспект психической деятельности человека, представленный свойствами психики, независящими от конкретных целей, способов и мотивов и проявляющиеся во «внешней картине поведения» (И.П. Павлов). Они и характеризуют темперамент, который можно определить как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.
Интересные материалы:
Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В.,
Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения.
Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) ...
Профессионально-психологический отбор сотрудников с
учетом развития их личной дисциплинированности
В 90-е годы в правоохранительных органах России начала создаваться новая служба — психологическая. Она представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических пс ...
Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности
Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. ...