Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные
виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим
видам относятся:
· Приветственная речь
;
· Торговая речь
(реклама);
· Информационная речь
;
· Доклад
(на заседании, собрании).
Диалогические
виды:
· Деловой разговор
- кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
· Деловая беседа
- продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· Переговоры
- обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
· Интервью
- разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
· Дискуссия
;
· Совещание
(собрание);
· Пресс-конференция
.
· Контактный деловой разговор
- непосредственный, "живой" диалог.
· Телефонный разговор(дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные
виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
· Материальное
- обмен предметами и продуктами деятельности;
· Когнитивное
- обмен знаниями;
· Мотивационное
- обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
· Деятельностное
- обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
· Непосредственное
- осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
· Опосредованное -
связанное с использованием специальных средств и орудий;
· Прямое -
предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
· Косвенное -
осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная
сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная
сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная
сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Интересные материалы:
Психоаналитическое лечение психосоматических симптомов
Существует фундаментальное различие между психосоматическими и психоневротическими симптомами. Несмотря на то, что защитные механизмы играют определенную роль в психосоматических состояниях, сам характер этой роли противоречив, а психосом ...
Безумие. Состояние вопроса
Проблема безумия, его этиологии, патогенеза, диагностики и лечения на сегодняшний день достаточно актуальна. Традиционные клинические методы не решают проблем безумия радикально. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация не позволяет выпол ...
Функции конфликта
Конфликт – это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.
По своему смыслу, значению и роли функции конфликта можно разделить на две группы:
1. ...