Виды делового общения

Психология делового общения » Виды делового общения

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные

виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим

видам относятся:

· Приветственная речь

;

· Торговая речь

(реклама);

· Информационная речь

;

· Доклад

(на заседании, собрании).

Диалогические

виды:

· Деловой разговор

- кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

· Деловая беседа

- продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

· Переговоры

- обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

· Интервью

- разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

· Дискуссия

;

· Совещание

(собрание);

· Пресс-конференция

.

· Контактный деловой разговор

- непосредственный, "живой" диалог.

· Телефонный разговор(дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные

виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено на:

· Материальное

- обмен предметами и продуктами деятельности;

· Когнитивное

- обмен знаниями;

· Мотивационное

- обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

· Деятельностное

- обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

· Непосредственное

- осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

· Опосредованное -

связанное с использованием специальных средств и орудий;

· Прямое -

предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

· Косвенное -

осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Структура и функции общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная

сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная

сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная

сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции - информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Интересные материалы:

Гештальтпсихология
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить "кирпичики", и ...

Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru