Теория синтогенеза психологических систем

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Теория синтогенеза психологических систем

Страница 3

При этом активность выступает в виде динамико-энергетической напряженности поведения человека, а эмоциональность включает в себя все многообразие аффектов и настроений человека: чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, устойчивость, доминирующее настроение и т.д. Все это определяет вторично психодинамические особенности человека и индивидуальный стиль деятельности.

Врожденные особенности индивида связаны с типом сформированного темперамента (способ эмоционального реагирования); типом ВНД, базирующегося на основных психофизиологических процессах возбуждения, торможения и их динамичности; задатками как базисными простыми элементами психики, рудиментами будующих способностей; характером вегетативно-трофического обеспечения деятельности (степень развития сердечно-сосудистой, мышечной систем и системы дыхания).

В целом, индивидный уровень человека представлен врожденными и формирующимися в первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, психомоторики, психосоматического реагирования; влечения темперамент, экстраверсия-интраверсия, эмпатия, контактность.

На этом уровне формируются преимущественно нейродинамическиенервно-психические расстройства, в том числе задержка развития индивида.В настоящее время активно изучаются нейрофизиологические, психофизилогические и нейропсихологические аспекты развития ребенка.

2. Субьект

определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на обьект. Быть субьектом по А.В. Брушлинскому (1991) - значить быть «творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности».

По Б.Г. Ананьеву (1980) стать субьектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Достижение уровня субьектности предполагает овладение человеком основных психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Поэтому к уровню субьектности относятся мотивы, потребности, установки, убеждения. Отражение их в сознании субьекта образует смысл деятельности. Произвольность психических функций, волевая регуляция также характеризуют данный уровень. Их совокупность через смыслообразование и постановку задачи лежит в основе планирования и реализации действий.

Если индивидному уровню присущи простые формы потребностей и эмоций, то на уровне субьекта они усложняются и включают в себя и чувства. Появляется экспрессивность коммуникации, речи. Особое значение на данном уровне приобретает когнитивная сфера, сложные формы восприятия, памяти, внимания, мышление.

Если уровень индивида часто называют биологическим, то уровень субьекта - индивидуально-психологическим. Он характеризует особенности внимания, мышления , памяти и других психических процессов. Поэтому его изучает психиатрия, психотерапия, дифференциальная и возрастная психология. На этом уровне формируются психодинамические

нервно-психические расстройства, в том числе задержка развития субьективности.

Обычно личность рассматривается как система ролевого поведения человека. Поэтому сущность личности проявляется при изучении позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и мотивах, способах поведения, способности действовать самостоятельно и ответственно. В связи с этим личность выступает как субьект социальных отношений, формирующих личный характер. Становление личности есть процесс социализации человека.

При этом под характером человека понимают совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Таким образом, личностный уровень отражает социально-психологические свойства человека: лидерство, комформность, способность к сотрудничеству, ролевое поведение. Эти свойства изучает социальная психология, семейная психотерапия.

На этом уровне формируются социодинамическиенервно-психические расстройства, в том числе задержка развития личности.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Принципы психологической компенсации
Для ориентации в пространстве слепые дети используют слух (ориентация в уличной обстановке); осязание, которое помогает ориентироваться в прилежащем пространстве; “шестое чувство (тепловое), которое позволяет на расстоянии замечать предме ...

Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамент ...

Развитие и воспитание
Что же должна развивать "педагогика развития"? Возможен общий ответ: человека, ребенка, личность, индивида, индивидуальность. Мы видим, что уже на этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к различным объектам. &quo ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru