Теория синтогенеза психологических систем

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Теория синтогенеза психологических систем

Страница 3

При этом активность выступает в виде динамико-энергетической напряженности поведения человека, а эмоциональность включает в себя все многообразие аффектов и настроений человека: чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, устойчивость, доминирующее настроение и т.д. Все это определяет вторично психодинамические особенности человека и индивидуальный стиль деятельности.

Врожденные особенности индивида связаны с типом сформированного темперамента (способ эмоционального реагирования); типом ВНД, базирующегося на основных психофизиологических процессах возбуждения, торможения и их динамичности; задатками как базисными простыми элементами психики, рудиментами будующих способностей; характером вегетативно-трофического обеспечения деятельности (степень развития сердечно-сосудистой, мышечной систем и системы дыхания).

В целом, индивидный уровень человека представлен врожденными и формирующимися в первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, психомоторики, психосоматического реагирования; влечения темперамент, экстраверсия-интраверсия, эмпатия, контактность.

На этом уровне формируются преимущественно нейродинамическиенервно-психические расстройства, в том числе задержка развития индивида.В настоящее время активно изучаются нейрофизиологические, психофизилогические и нейропсихологические аспекты развития ребенка.

2. Субьект

определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на обьект. Быть субьектом по А.В. Брушлинскому (1991) - значить быть «творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности».

По Б.Г. Ананьеву (1980) стать субьектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Достижение уровня субьектности предполагает овладение человеком основных психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Поэтому к уровню субьектности относятся мотивы, потребности, установки, убеждения. Отражение их в сознании субьекта образует смысл деятельности. Произвольность психических функций, волевая регуляция также характеризуют данный уровень. Их совокупность через смыслообразование и постановку задачи лежит в основе планирования и реализации действий.

Если индивидному уровню присущи простые формы потребностей и эмоций, то на уровне субьекта они усложняются и включают в себя и чувства. Появляется экспрессивность коммуникации, речи. Особое значение на данном уровне приобретает когнитивная сфера, сложные формы восприятия, памяти, внимания, мышление.

Если уровень индивида часто называют биологическим, то уровень субьекта - индивидуально-психологическим. Он характеризует особенности внимания, мышления , памяти и других психических процессов. Поэтому его изучает психиатрия, психотерапия, дифференциальная и возрастная психология. На этом уровне формируются психодинамические

нервно-психические расстройства, в том числе задержка развития субьективности.

Обычно личность рассматривается как система ролевого поведения человека. Поэтому сущность личности проявляется при изучении позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и мотивах, способах поведения, способности действовать самостоятельно и ответственно. В связи с этим личность выступает как субьект социальных отношений, формирующих личный характер. Становление личности есть процесс социализации человека.

При этом под характером человека понимают совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Таким образом, личностный уровень отражает социально-психологические свойства человека: лидерство, комформность, способность к сотрудничеству, ролевое поведение. Эти свойства изучает социальная психология, семейная психотерапия.

На этом уровне формируются социодинамическиенервно-психические расстройства, в том числе задержка развития личности.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Особенности ведения переговоров с партнерами из Америки
Американцы характеризуются крайней прагматичностью. Они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Они не делают ничего, что не приносит им выгоды, не склонны делать "лишнюю" работу. Торг с американцам ...

Внутренняя речь, ее особенности, происхождение
В отечественной психологии знаниями о внутренней речи мы обязаны главным образом Л. С. Выготскому. Согласно его исследованиям, внутренняя речь образуется из внешней речи путем изменения ее функции к вследствие этого — ее структуры. Из сре ...

Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
общение восприятие взаимодействие общество Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru