Теория синтогенеза психологических систем

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Теория синтогенеза психологических систем

Страница 3

При этом активность выступает в виде динамико-энергетической напряженности поведения человека, а эмоциональность включает в себя все многообразие аффектов и настроений человека: чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, лабильность, устойчивость, доминирующее настроение и т.д. Все это определяет вторично психодинамические особенности человека и индивидуальный стиль деятельности.

Врожденные особенности индивида связаны с типом сформированного темперамента (способ эмоционального реагирования); типом ВНД, базирующегося на основных психофизиологических процессах возбуждения, торможения и их динамичности; задатками как базисными простыми элементами психики, рудиментами будующих способностей; характером вегетативно-трофического обеспечения деятельности (степень развития сердечно-сосудистой, мышечной систем и системы дыхания).

В целом, индивидный уровень человека представлен врожденными и формирующимися в первые месяцы психологическими качествами (перинатальный нейротип): форма конституции, психомоторики, психосоматического реагирования; влечения темперамент, экстраверсия-интраверсия, эмпатия, контактность.

На этом уровне формируются преимущественно нейродинамическиенервно-психические расстройства, в том числе задержка развития индивида.В настоящее время активно изучаются нейрофизиологические, психофизилогические и нейропсихологические аспекты развития ребенка.

2. Субьект

определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на обьект. Быть субьектом по А.В. Брушлинскому (1991) - значить быть «творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды специфической человеческой активности».

По Б.Г. Ананьеву (1980) стать субьектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Достижение уровня субьектности предполагает овладение человеком основных психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств и т.д.

Поэтому к уровню субьектности относятся мотивы, потребности, установки, убеждения. Отражение их в сознании субьекта образует смысл деятельности. Произвольность психических функций, волевая регуляция также характеризуют данный уровень. Их совокупность через смыслообразование и постановку задачи лежит в основе планирования и реализации действий.

Если индивидному уровню присущи простые формы потребностей и эмоций, то на уровне субьекта они усложняются и включают в себя и чувства. Появляется экспрессивность коммуникации, речи. Особое значение на данном уровне приобретает когнитивная сфера, сложные формы восприятия, памяти, внимания, мышление.

Если уровень индивида часто называют биологическим, то уровень субьекта - индивидуально-психологическим. Он характеризует особенности внимания, мышления , памяти и других психических процессов. Поэтому его изучает психиатрия, психотерапия, дифференциальная и возрастная психология. На этом уровне формируются психодинамические

нервно-психические расстройства, в том числе задержка развития субьективности.

Обычно личность рассматривается как система ролевого поведения человека. Поэтому сущность личности проявляется при изучении позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и мотивах, способах поведения, способности действовать самостоятельно и ответственно. В связи с этим личность выступает как субьект социальных отношений, формирующих личный характер. Становление личности есть процесс социализации человека.

При этом под характером человека понимают совокупность устойчивых особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения. Таким образом, личностный уровень отражает социально-психологические свойства человека: лидерство, комформность, способность к сотрудничеству, ролевое поведение. Эти свойства изучает социальная психология, семейная психотерапия.

На этом уровне формируются социодинамическиенервно-психические расстройства, в том числе задержка развития личности.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Современная типология детей с девиацией
1) Дети с отставанием в развитии (5-12%). Этот тип осложненных девиаций обусловлен выраженной стойкой медицинской патологией; то, что можно обозначить как патологическое развитие вследствие болезни). К этой тяжелой форме девиации можно от ...

Этапы современного развития
1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями. 2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами разви ...

Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают ба ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru