Теории мотивации

Информация » Теоретические основы мотивационной психологии в рекламном бизнесе » Теории мотивации

Страница 1

Каждая психологическая школа подразумевает под мотивом что-то свое. Единственное, в чем они сходятся, так это в том, что мотив — это какой-то феномен, и этот феномен по своей сущности конкретен и психологичен. Принято выделять следующие подходы к рассмотрению мотива:

1) мотив как потребность;

2) мотив как побуждение;

3) мотив как цель;

4) мотив как намерение;

5) мотив как свойство личности;

6) мотив как состояние.

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

• Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как "XY-теория" (автор Дуглас Мак-Грегор), теория "Z" Оучи.

• Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф.Герцберга.

• Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

Мы рассмотрим только некоторые из теорий, которые наибольшим образом подходят для объяснения мотивационного поведения потребителей.

А. Маслоу. Теория человеческой мотивации.

Теория во многом опирается на клинический опыт, но в то же самое время, достойно продолжает функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Сам Маслоу называл свою теорию холистическо-динамической по названиям интегрированных в ней подходов.

В мотивационной теории Маслоу представлена своеобразная иерархия мотивов: во-первых, разграничиваются не отдельные мотивы, а целые их группы. Во-вторых, эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Но и потребности высоких и высших уровней при этом трактовались как не менее инстинктоподобные, т.е. врожденные (конституциональные) диспозиции, чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. При этом деятельность не столько толкается изнутри, сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Обобщая различия между низшими и высшими потребностями можно сказать, что:

1. Высшие потребности генетически более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение, и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.д.

4. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, чаще приносит счастье, радость и обогащает внутренний мир.

Теория ожиданий Виктора Врума.

Врум предложил теорию ожидания, объединив результаты исследований других авторов. В частности, его взгляды основаны на научных работах Левина и Роттера. Согласно теории ожиданий наличие потребности не является единственным необходимым условием для мотивации. Человек также должен надеяться (ожидать), что выбранный им тип поведения действительно приведёт к намеченной цели. Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события. Ожидание — "сиюминутное убеждение относительно вероятности того, что конкретное действие приведет к конкретному результату". Чем сильнее уверенность в том, что определенное действии приведет к конкретному результату, тем более сильным считается ожидание. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов:

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
Причинность формирования отклоняющегося поведения военнослужащих не ограничивается только личностными (психологическими качествами) и условиями военно-социальной среды. Необходимо рассмотреть их взаимодействие, в частности конфликтное, ко ...

Влияние эмоций на тело человека
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс ра ...

Социальный стереотип как психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru