Формирование психологической системы учебной деятельности
— общий путь решения (отдать приоритет анализу или синтезу);
— операционные механизмы способностей (например, как лучше запомнить учебный материал);
— операции, которые целесообразно использовать в данном случае;
— стратегии и планы решения учебной задачи;
— дополнительные (частные) задачи;
— недостающая информация- На данных уровнях анализа ученик должен принять решение:
— о путях поиска недостающей информации;
— об источниках информации;
— о правильности избранного пути поиска;
— о разбиении основной задачи на частные;
— о выборе адекватного способа действия;
— о выборе наиболее эффективной программы;
— о предпосылках успешности учебной деятельности (ученик должен выяснить, что он знает и умеет и как это соотносится с новой задачей).
Идеологизированное мышление — это догматическое мышление. «В наше время, — пишет К.Ясперс, — сфера идеологии достигла наивысшего объема. Ведь безнадежность всегда вызывает потребность в иллюзиях, пустота жизни — потребность в сенсации, бессилие — потребность в насилии над более слабыми». Одним из корней, из которых вырастает идеологизированное мышление, является распад традиционных ценностей.
Идеологизированное мышление не стремится к познанию истины, оно стремится к упрощениям, к лозунгам, которые все объясняют, выступая в роли универсальных теорий.
Умственные действия. Сознательное учение выступает как активный мыслительный процесс, направленный на решение детьми соответствующих задач. Рассматривая вопрос о том, что должно характеризовать мышление ученика в процессе решения абстрактно-формальных задач, М. Дональдсок выделяет несколько условий:
— уметь выходить за конкретику и решать задачу, оперируя формальными системами мышления; никакой формальной системой нельзя овладеть, не научившись хотя бы немного выходить за рамки конкретики;
— уметь пользоваться языком и мышлением самими по себе. Школьник должен уметь направить свои мыслительные процессы на самих себя, он должен не просто говорить, а отбирать то что он собирается сказать, и не просто интерпретировать, а сравнивать интерпретации;
— система понятий школьника должна включать и способность представлять самого себя;
— школьник должен овладеть умением манипулировать символами;
— владеть планирующей деятельностью, проявляющейся в размышлениях о предстоящих действиях, как о ряде возможных, ведущих к достижению цели;
— развивать в себе способность задержать внешнее действие и переключить вникание на умственное действие. Именно этот момент способствует осознанию внутренних явлений способствует переключению мышления ребенка с реального лица (мышления, направленного во вне) на мышление, направленное на себя, на свои действия и мысли;
— уметь справляться с проблемой многозначности слов* Таким образом, ведущими условиями успешной учебной деятельности являются осознанность и произвольность, а главная задача заключается в формировании саморефлексии своих (умственных) действий.
Основу теоретического обобщения составляет всеобщая (существенная) связь, выступающая в роли генетической исходной основы для всех частных проявлений. В структуре учебной деятельности, направленной на решение учебной задачи, существенной характеристикой которой является овладение школьниками теоретически обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-частных задач, В.В.Давыдов выделяет следующие учебные действия:
- преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
Интересные материалы:
Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной ф ...
Значение ожиданий в системе межличностных отношений
межличностный отношения экспектация стереотип
"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, ин ...
Коммуникативные установки
Установка - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении.
Установка – психологическая тенденция, проявляющаяся в оценке некоторой ча ...