Формирование психологической системы учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности. Генезис мотивации активности ребенка. Глубокий знаток человека Л.Н. Толстой писал: "От меня до 5-летнего — один шаг; от 5-летнего до новорожденного — дистанция огромною размера" От рождения до двух лет ребенок еще не умеет говорить. И я смею утверждать, что это для него большое благо. Взрослый ничего не может сказать ребенку, но он хорошо понимает, что у ребенка есть определенные потребности, которые он может высказать только плачем. Поведение ребенка строится на основе собственной мотивации, его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей. Это "золотое время" в развитии ребенка, когда нет элементов насилия в воспитании. Именно этот фактор и определяет такую высокую эффективность развития, которой человек уже больше не достигает в своей жизни. Соединение мотивации и действия, направленного на ее удовлетворение, является необходимым условием научения и в раннем возрасте, когда взрослый руководствуется желаниями ребенка, такие условия сопровождают ребенка постоянно.
В возрасте двух лет ребенок овладевает речью и уже может общаться с родителями. Пока еще взрослые исходят из потребностей ребенка, но уже ограничивают их. И чем более взрослым становится ребенок, тем большие ограничения налагаются на его поведение. А внутри "нельзя" уже пробиваются ростки новых отношений.
Переломным пунктом становится поступление в школу. Здесь четко и явственно на смену "хочу" и "нельзя" приходит суровое и сухое "должен". Если в "нельзя" еще присутствуют желание ребенка, его стремления, хотя они и ограничиваются (но не истребляются, не иссушаются), то в суровом "должен" желанием ребенка пренебрегают, его стараются не замечать, а если и говорят, то как о чем-то второстепенном. Мотив превращается в фантом.
А вместе с этим и истинная педагогика, основанная на мотивах ребенка, превращается в фантомную педагогику, педагогику, из которой исчезает живой ребенок, ибо не может быть живого человека без желаний.
В жизни ребенка можно выделить три этапа: на первом этапе развитие ребенка определяется его желанием, на втором эти желания ограничиваются, а на третьем предаются забвению. Хочу, можно, должен — вот три основы развития. И, как показывает жизнь, на каждом последующем этапе эффективность развития снижается.
Наиболее часто сторонники теории "долженствования" в качестве основного довода в пользу своей теории, говорят: "Мало ли чего захочет ребенок? Разве можно все позволять!" Для некоторых этот довод звучит убедительно. Но здесь следует задать вопрос: "А что может захотеть ребенок?" И ответ на него разрушает доводы сторонников теории "долженствования". Ребенок может захотеть только то, что он усваивает от взрослых. А если ребенок хочет то, что взрослый считает нежелательным, надо искать причину в себе. Ребенок чист в своих помыслах. Вместо того чтобы сделать жизнь чище, взрослые, искушая ребенка, стремятся исправить свои грехи путем запрета. Однако "запретная" педагогика неэффективна по своей сути, так как ее цель в том, чтобы исправить не первоисточник, а следствие, педагогика аморальна, поскольку она перекладывает грехи взрослых на ребенка и наказывает его за это. Рассмотрим понятие "долг".
Данное понятие лежит в основе многих нравственных и гражданских норм. Подтверждением этого служат государственные кодексы различных времен и религиозные каноны (Библия, Коран и др.). Понятие долга, являясь в своей сущности "общественно значимым", действенным будет только тогда, когда оно станет для человека "личностно-значимым", когда несоблюдение нравственных и гражданских норм человек осознает как свою ущербность. Ребенок может хотеть соблюдать нравственные и гражданские нормы, стремиться к их соблюдению и совершенствованию. Формирование этого желания является основой воспитания добродетели, т.е. желания делать добро, умения делать добро и реального совершения добродетельных поступков. Воспитание добродеятелей и добродетели — высшая цель, которой должны руководствоваться родители и учителя. Принуждение к добродетели абсурдно, поскольку принуждение не воспитывает стремления руководствоваться нравственными и гражданскими нормами в поведении.
Интересные материалы:
Конфликтная ситуация
Конфликтная ситуация
– это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними. Образ конфликта (конфликтной ситуации) –
это субъективное от ...
Метод семантического дифференциала
Метод субъективного шкалирования заимствован из классической психофизики и является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Одной из разновидностей метода шкалирования является метод семантического дифференциал ...
Психологическая коррекция
Методы психологической коррекции используются когда наблюдается отклонение от норм психического здоровья. При этом под психическим здоровьем
понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием патологических психо ...