Формирование психологической системы учебной деятельности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Формирование психологической системы учебной деятельности

Страница 4

— функциональность, внутренняя организация, позволяющая использовать хранящуюся информацию по "функциональному признаку";

— открытость новой информации без нарушения структурирования и целостности;

— концептуальность, деформация, отражающая жизненные планы личности, основные проблемы» которые она решает (своеобразная оперативность);

— гибкость как обратное качество оперативности, обеспечивающая реализацию принципов неидеологизированного мышления и множественности истин;

— связь с чувственным, практическим опытом ученика. При решении задач отвлеченного (абстрактно-формального) типа мышление выходит за пределы конкретных ситуаций, перестает оперировать внутри подкрепляющего контекста событий. Школьное обучение, отметил М. Дональдсон, адресуется во многом именно к отвлеченному мышлению.

В этом случае к информационной основе деятельности предъявляются специфические требования:

— строгая фиксация заданных условий;

— абстрагирование от всего, что не связано с данной проблемой;

— строгое следование начальному (ограниченному) набору посылок и условий.

'Познай себя — вот задача почти столь же фундаментальная, как и воспитай добродетель, она требует определенной организации всего уклада школьной жизни и организации процесса образования. Она была четко сформулирована еще в Древней Греции. Человек может познать себя как индивидуальность, как неповторимое единство и своеобразие отдельных качеств, обращаясь к другим людям, отдельным социальным группам и человечеству в целом. Оценить себя личность может в зеркале социальных норм и ценностей в рамках определенной социальной культуры. Познание себя невозможно без познания культуры и ее интериоризации. Но было бы ошибкой останавливаться на атом или устанавливать очередность: сначала надо познать культуру, а затем себя. Эти процессы должны проходить одновременно в сопоставлении культурных ценностей, их отражении в других людях и в себе. Для разных возрастов эти процессы качественно различны. На ранних этапах процесс самопознания должен основываться на непосредственном восприятии общих характеристик других людей, общественного поведения, в дальнейшем этот процесс все в большей мере приобретает характер опосредованных суждений, опирающихся на социальные нормы и ценности. Задача самооценки невероятно трудна, особенно в отношении оценки нравственных качеств. Несомненно, что основой при проведении самоанализа должно быть достаточно полное знание психологии личности, групповой и социальной психологии.

В процессе самопознания значительная роль принадлежит педагогу, многие ситуации можно проанализировать совместно с учеником, но для этого нужно взаимное доверие и по меньшей мере заинтересованное участие учителя в судьбе своего ученика. Процесс "познания себя" должен прежде всего дать опору ученику как личности, он должен выявить его сильные стороны, такие его индивидуальные качества, которые могут стать стержнем личности, определят жизненный путь. В космосе всеобщего необходимо раскрыть личностное начало, индивидуальное своеобразие. Поиск недостающей информации пронизывает весь процесс учебной деятельности. Происходит постоянное обогащение личного опыта, оперативная привязка тезауруса личности к условиям решения учебных задач, переструктурирование этого тезауруса, формирование модели мира и своего места в этой модели.

Принятие решения .На макроуровне процесс принятия решения связан с выбором индивидуальной образовательной траектории учеником, которая в дальнейшем определяет весь характер его учебного поведения и прежде всего мотивацию учения. В качестве объектов выбора ученика можно выделить:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Самосознание детей с речевой патологией
Самосознание - чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другим ...

О психосоматике
Идеи психосоматики в конце 40-х – начале 50-х гг. развил и систематизировал, вместе со своей рабочей группой, Франц Александер (1891–1964) – один из ведущих американских психоаналитиков своего времени. Благодаря своим работам об эмоционал ...

Взаимодействие гнева и отвращения
Сама по себе эмоция отвращения не может рассматриваться в качестве причины агрессивного поведения. Реакция отвержения или избегания, наблюдающаяся при эмоции отвращения, как правило, адекватна стимулу. Однако в комбинации с гневом отвраще ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru