Выводы

Информация » Определение психологических особенностей памяти юношей в разных видах деятельности » Выводы

Страница 1

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, и выполнения любого действия. Она является одной из важнейших форм психической регуляции деятельности, является основой видового и индивидуального поведения.

Результаты полученные в ходе эмпирического исследования особенностей памяти в различных видах деятельности, показывают:

1) запоминание материала, который попадает в поле зрения человека и с которым человек осуществляет некоторую деятельность, происходит избирательно, в зависимости от содержания стоящей перед ним цели и определяемых ею особенностей выполняемого действия. Признаки ситуации, не связанные непосредственно с содержанием задания, практически не запоминаются. Таким образом, попадание материала в поле зрения человека не является достаточным условием для его запоминания, решающую роль при этом играет отношение материала к целям его деятельности;

2) элементы ситуации, не связанные непосредственно с достижением цели деятельности, запоминаются крайне неэффективно, несмотря на многократное их повторение в ходе осуществляемой человеком деятельности;

3)наиболее эффективно запоминаются те части материала, которые выделяются в нем в результате его целенаправленного анализа, выступают непосредственными объектами действий человека; другие же элементы, оставшиеся вне такого анализа, запоминаются неэффективно;

4)не входящий в русло основной деятельности материал запоминается крайне неэффективно, можно отметить, что сохранение непосредственно не связанного с целью деятельности материала осуществляется кратковременной памяти (спустя несколько секунд после предъявления материала) более эффективно по сравнению с долговременной память. Однако в любом случае необходимым условием эффективного запоминания материала выступает концентрированная ориентировка, направленная на выделение его признаков, важных с точки стоящей перед человеком цели;

5) эффективность запоминания фигур определяется как степенью их привычности, так и степенью содержательности способов действия с ними при запоминании:1) привычные фигуры (независимо от содержания способов действия) запоминаются лучше непривычных; 2) более содержательный способ действия с фигурами (установление последовательных трансформаций) независимо от степени привычности фигур обеспечивает лучшее их запоминание по сравнению с менее содержательным способом (классификацией); 3) запоминание привычных фигур незначительно зависит от содержательности способов действия и оказывается высокоэффективным при любом способе запоминания, в то время как запоминание непривычных фигур обнаруживает выраженную зависимость от содержания способов действия с ними; 4) применение содержательных способов действия с материалом заметно ослабляет зависимость запоминания его элементов от степени их привычности, в то время как при менее содержательных способах эта зависимость оказывается резко выраженной.

Таким образом, оба фактора: привычность элементов материала и содержательность способов деятельности с ними - тесно взаимодействуют между собой, определяя эффективность запоминания материала.

Процессы долговременной и кратковременной памяти играют ведущую роль в приеме и переработке информации, ее систематизации и извлечении, формирования программ деятельности. Память включает в себя сенсорные, мыслительные и моторные и организующую их для решения определенных задач.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

От клетки к организму
До сих пор мы рассматривали жизнь как активный процесс, то есть как специфическое активное взаимодействие между живыми, органическими телами и их неорганической или, точнее, внеорганической природой. При этом мы исходили из представления ...

Психограмма супружества
В результате анализа всех аспектов супружества авторы получили ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; ...

Феномен школьной дезадаптации
По своей психолого-педагогической сущности и способам формирования школьная дезадаптация является сложной и многогранной характеристикой. В современной психологии и педагогике круг исследований, в которых отражены разнообразные аспекты шк ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru