Феномен школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить следующие группы факторов, обусловливающих школьную дезадаптацию:
биологические и соматические (органические поражения ЦНС, ЗПР, патологически протекающие возрастные кризисы, тяжелые соматические заболевания, физические уродства);
психические (психические отклонения);
социально-средовые (утрата, идеалов, смена социальных установок, влияние асоциальных микрогруппировок, состав семьи, алкоголизм родителей, материально-бытовые условия проживания, формальный подход родителей к воспитанию детей, стрессовые ситуации в повседневной жизни);
школьный (чрезмерная перегруженность учебной программой, жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, обезличивание ученика посредством строгого соблюдения стандартных требований, грубое, насмешливое, оскорбительное отношение со стороны учителя, ориентация учителя на темповые характеристики учебной деятельности, которые тормозят формирование учебных навыков);
психологический (несбалансированность интеллектуального и мотивационного развития, когнитивная или эмоционально-волевая незрелость, несформированность учебных умений и навыков, игнорирование психологических закономерностей развития, таких как неравномерность психического развития и индивидуальные варианты прохождения возрастных этапов, неадекватный характер взаимоотношений в системе "ребенок - значимые взрослые") [4, 5, 6, 14, 29, 39, 42, 48, 60].
В целом можно сказать, что трудности, возникающие у ребенка при обучении в школе, формируются под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Следовательно, и решение проблемы ШД возможно только при изучении всего комплекса факторов, действующих на ребенка в школе.
Исследователи так же выделяют три основных момента важных для верного понимания феномена ШД:
каждый из факторов крайне редко встречается в изолированном виде, как правило, они сочетаются друг с другом и образуют сложную систему нарушений ШД;
действие факторов не имеет прямого характера, а реализуется через цепь опосредований;
развитие школьной дезадаптации происходит в неразрывной связи с симптомами психического дезонтогенеза, поэтому необходимо анализировать их соотношение в каждом конкретном случае [71].
Таким образом, в настоящем параграфе нами были рассмотрены различные подходы к определению школьной дезадаптации - медико-биологический (М.В. Врона, В.Е. Каган, В.В. Ковалев), психофизиологический (Н.М. Иовчук, А.А. Северный), социально-педагогический (Г.Ф. Кумарина) и социально-психологический (М.Р. Битянова, С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова). В изучаемом понятии Н.В. Вострокнутов выделяет следующие структурные компоненты: когнитивный, поведенческий, эмоционально-личностный. Также нами выделены возможные признаки школьной дезадаптации - связанные с обучением, мотивационно - личностные и поведенческие. Рассмотрены возможные причины возникновения школьной дезадаптации: биологические и соматические, психические, социально-средовые, школьные, психологические.
Интересные материалы:
Описание коррекционно – развивающей программы
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение являются следующие:
· Усвоение моральных норм и правил;
· Развитие эмпатии;
· Чрез ...
равнение теорий личности
Очевидно, что при рассмотрении столь многочисленных и сложных образований, каковыми являются теории личности, выявляется много характеристик, по которым их можно сравнивать и различать. Здесь мы обозначим лишь некоторые наиболее важные, ч ...
Современные технологии формирования
политического имиджа
Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины, получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управл ...