Методы профориентации

Информация » Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования » Методы профориентации

Страница 1

В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов. Но по-подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах профдиагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

1) информационно-справочные (профессиограммы, профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами профориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);

2) профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);

3) морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);

4) помощи в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель).[24]

Поподробнее хотелось бы остановится на методах из группы профессиональной психодиагностики, к которым можно отнести следующие, следующие нижеприведенные, методы и технологии.

Методы активизации профессионального и личностного самоопределения:

1) Игровые профориентационные упражнения[25]. Цель данных упражнений состоит в создании более доброжелательной обстановки при проведении профориентации старшеклассников, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Большинство таких упражнений рассчитаны на группу не более 15 человек. В основном участники упражнений сидят в кругу, что дает возможность участникам чувствовать себя более уверенно и комфортно. Этот метод необходимо использовать в сочетании с другими формами профориентационной работы, но, в то же время, они применимы и с методиками, направленными на формирование различных качеств личности, стилей общения и т.п. При проведении профориентационных упражнений должны соблюдаться такие условия, как: высокая динамика проведения, акцентуализация внимания участников на наиболее интересных и правильных высказываниях, участие в упражнениях всегда носит добровольный характер, упражнение проигрывается не более 5 раз и дается возможность проявить себя всем игрокам.

2) Активизирующие опросники[26]. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Данные методики хороши тем, что можно работать с большой группой, а так же богатые психотехнические возможности работы учащихся с бланками. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Параметры звучания
Параметры звучания (primary qualities) – это неупорядоченные в систему основные составляющие (признаки и их комбинации) человеческой речи и неречевых звуков, выполняющих коммуникативную или эмотивную функцию. К параметрам звучания относя ...

Кризис 3-х лет
Ранний возраст – это период от 1 до 3 лет. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные фор ...

Психологические аспекты создания имиджа в политике
Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения. Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru