Методы профориентации

Информация » Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования » Методы профориентации

Страница 3

Для диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций используется методика И. Кона, где тестируемые пишут сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5 лет». Она позволяет выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры: социально-ролевую самоидентичность; ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими; способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

Еще одним методом используемом в профессиональной ориентации является «портфолио», который был введен в г. Красноярска для учеников 9 класса в 82 школе. Эта методика позволяет проанализировать выбор школьника, его учебную и индивидуальную активность.[31] «Портфолио» заполняется самим учеником, родителями, учителями и друзьями. Цель этого метода: определение и реализация индивидом своих способностей, умений и потенциалов, а так же развитие стремления к самореализации. «Портфолио» состоит из таких разделов: «Листок успешности моей учебы», в котором содержатся оценки по четвертям, самостоятельные оценки знаний и отзывы преподавателей; «Мое свободное время», этот раздел включает разделы хобби и спортивные увлечения, в которых ученик оценивает свои увлечения и их результаты; «Мое культурное развитие», в котором прописывается и оценивается посещение общественных мест и прочитанная литература; «Мой образ жизни» содержит анкету, направленную на дачу оценки образа жизни учащегося; «Мои личные качества», в который заносятся результаты тестирования по разработанному пакету методик; приложение, в которое включены благодарственные письма, грамоты и т.п.

Методика многомерного анализа достижений ученика применяется в целях профориентации учеников. Ее основной целью является выявление интересов и способностей учеников с помощью фиксации, накопления профессиографического анализа их спонтанных достижений на протяжении обучения в школе.[32] Один раз в месяц на классный час собираются ученики, родители и учителя. Каждый ребенок называет свое главное достижение за месяц. Остальные участники фиксируют это на бланке достижений ученика, а в конце учебного года или обучения в школе все записи обрабатываются и выводится профиль наклонностей ученика и соответственно профилю подбирается основная и дополнительная профессия.

Еще одним методом, достаточно часто используемым в профориентации является тест, определяющий степень знакомства учащихся с будущей профессией, который направлен на выявление устойчивости интереса выпускников к выбранной профессии и степень зрелости этого решения. Он состоит из блоков: перечень групп профессий, различающихся по качественным параметрам; перечень наиболее важных профессиональных знаний и умений, определяющих содержание профессии и уровень необходимой подготовки; престижность выбранной профессии и предлагаемый уровень конкуренции на рынке труда; оценка собственных качеств, позволяющих успешно овладеть профессией и конкурировать с другими претендентами; альтернативные профессии и специальности в случае невозможности овладения желаемой профессиией.[33]

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Мотивы в рекламном сообщении
Реклама – это вид деятельности, или произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий или общественных организаций, сформированной таким образом, чтобы ...

Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
игра младший школьник словесная память 7 лет — это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмы ...

Спорт рождает характер
Цель – это то, к чему стремятся для удовлетворения своих потребностей. Быть оторванным от реальной жизни при осознании цели – значит, не видеть цели и своей перспективы. Начинающий спортсмен или физкультурник обязан глубоко вникнуть в сут ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru