Методы профориентации

Информация » Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования » Методы профориентации

Страница 2

3) Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного определения.[27] С помощью данных методик создается благоприятная атмосфера для обсуждения мировоззренческих проблем, кроме того, во время их проведения появляется возможность обозначать различные точки зрения.

4) Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения.[28] Главное достоинство карточных консультационных технологий – наглядность и предметность поискового действия и возможность быстрого составления из карточек различных «образов» моделируемых объектов. Но у данных методик есть и недостатки: сложность самостоятельного изготовления карточных методик и необходимость специальной подготовки профконсультантов.

Очень часто специалисты, работающие в области профориентации молодежи используют такой метод, как составление формулы выбора профессии. Как правило, данная методика используется в индивидуальном профессиональном консультировании. Формула составляется при помощи классификации, в которую входят: типы профессий («человек – природа» (П) – главный, ведущий предмет труда – живая природа; «человек – техника» (Т) – в этом типе профессий главный предмет труда – технические объекты (машины, механизмы и т.п.), материалы, виды энергии; «человек – человек» (Ч) – здесь главный предмет труда – люди; «человек – знаковые системы» (З) – в этом типе профессий главный предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, тексты; «человек – художественный образ» (Х) – ведущий предмет труда – художественный образ, способы его построения), классы профессий (гностические (познавательные) профессии (Г), преобразующие профессии (П); изыскательские профессии (И)), отделы профессий (профессии, связанные с использованием ручного труда (Р); профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М); профессии, связанные с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов (А); профессии, в которых преобладают функциональные средства, орудия труда (Ф)) и группы профессий (труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О); труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (Н); труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные материальные ценности (М)). Составляется 5-ярусная пирамида (см. приложение 1), в пятом ярусе вписывается условные обозначения избранной профессии – формула из нескольких букв.

Для определения типа темперамента и характера, которые необходимо учитывать при проведении профориентации, используются методики Айзенка и ОСТ (особенности структуры темперамента), Кеттелла и Хола.

Выявления профессиональных установок осуществляется на основании стандартизованных тестов, среди которых широкое распространение получила методика Дж. Крайтса «Шкала зрелости профессиональных установок», которая ориентирована на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе – нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность – эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность – зависимость; реализм и готовность к компромиссам – социальный престиж и информированность и рациональность – боязнь[29]. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в шкале зрелости профессиональных установок. Но это методика не подходит для выявления профессиональных установок в возрасте 14 – 16 лет, так как в этом возрасте профессиональные установки весьма динамичны. Поэтому была разработана следующая методика, которая заключается в том, что подростки должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время[30]. Использовалась шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию от позиции «в полной степени мне соответствует» – до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группировались таким образом: «самостоятельность», сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении задачи выбора профессии; «подверженность эмоциональным влияниям» – включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения; «надежды на профессиональную перспективу» – включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего; «легкомысленность профессионального выбора» – включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора; «ориентация на предполагаемые неудачи» – включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего; «ощущение растерянности» – включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «переживание эмоционального конфликта» – включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации; «Идеализация своего профессионального будущего» – включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее; «основательность профессионального выбора» – включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора; «ощущение собственной неспособности» – включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Язык глаз в коммуникации людей разных культур
Глаза, части глаз и выражение глаз берут на себя особую роль в невербальном отражении человеческих эмоций, и в передаче самой разнообразной информации, причем в значительной мере в этом «повинно» строение глаза. Физиологи установили, что ...

Виды, формы межличностных отношений
Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает ...

Формирование психологической системы учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности. Генезис мотивации активности ребенка. Глубокий знаток человека Л.Н. Толстой писал: "От меня до 5-летнего — один шаг; от 5-летнего до новорожденного — дистанция огромною размера" От рождения до дву ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru