Феномен школьной дезадаптации

Информация » Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности » Феномен школьной дезадаптации

Страница 3

Для более детального (или глубокого) понимания сущности школьной дезадаптации необходимо проанализировать специфику основных первичных признаков школьной дезадаптации. В целом можно выделить три группы признаков: связанные с обучением, мотивационно - личностные и поведенческие.

К числу признаков школьной дезадаптации связанных с обучением исследователи относят следующие признаки: появление неудовлетворительных оценок у прежде хорошо успевавших детей; удлинение времени, затрачиваемого на подготовку домашних заданий.

В группе мотивационно - личностных признаков школьной дезадаптации можно назвать следующие - страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (экзаменами, зачётами), тревожное настроение, раздражительность, трудности общения со сверстниками, утрата интереса к учёбе, отказ отвечать у доски, отрицательное или безразличное отношение к школе.

Поведенческими признаками школьной дезадаптации можно назвать отвлекаемость, двигательную расторможенность, занятость на уроках посторонними делами, непослушание, пассивность на уроке, отказ от посещения школы, прогулы, нарушения школьных норм поведения [12, 17, 25,48,60, 65].

Таким образом, наиболее общими внешними признаками школьной дезадаптации можно считать следующие: трудности с учебой, тревожность, страх в ситуациях, связанных с обучением, нежелание или отказ посещать школу, негативное отношение ко всему, что связано со школой. Все перечисленные признаки могут встречаться как у первоклассников, так и на протяжении всего школьного обучения.

Показатели распространённости школьной дезадаптации, согласно различным авторам, варьируют в широких пределах. В публикациях, появившихся в последние годы от 31,6% до 76,9% учащихся дезадаптированы. Это школьники, не справляющиеся с программой, имеющие конфликтные отношения с одноклассниками либо учителями, регулярно прогуливающие занятия.

Так в исследовании, проведённом Н.Е. Буториной, Г.Г. Буториным [11], среди детей 6-8 лет, обучавшихся в 1-2 классах общеобразовательных школ; 31,7% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования. Сходные данные были получены Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухиным - 31,6% детей, обучавшихся в начальной школе (1 - 4 классы) оказались дезадаптированными [33];

В.Ф. Шалимовым, Г.Р. Новиковым, Э.С. Ополинским [69] - 34,3% обследованных детей начальных классов испытывали трудности адаптации в школе.

В исследовании С.В. Гарганеева и П.П. Балашова участвовали школьники - подростки (средний возраст - 13). У 44,3% из них обнаруживались признаки ШД [20].

В работе, осуществлённой И.Л. Левиной [43], среди учащихся общеобразовательных школ выявлено 25,7% - детей с проявлениями срыва адаптационных механизмов и 51,2 % детей школьного возраста с психодезаптационными состояниями (т.е. суммарно - 76, 9%).

Современные исследования показывают, что более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные трудности в усвоении базовой школьной программы [16].

Анализ психологической сущности понятия школьной дезадаптации позволил Н.В. Вострокнутову [17] выделить в нем 3 основных структурных компонента:

1) когнитивный компонент - неуспех в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка, сюда относятся также хроническая неуспеваемость, недостаточность и обрывочность общеобразовательных сведений;

2) эмоционально-личностный компонент - постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, и перспективам, связанным с учебой;

3) поведенческий компонент - систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.

У большинства детей, имеющих ШД, могут прослеживаться все три компонента, а преобладание одного из выделенных компонентов зависит как от возраста и этапов личностного развития, так и от причин, лежащих в основе формирования ШД.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Методы оценки креативности
Для оценки творческих способностей человека существуют несколько методов: тестирование и эксперимент. В свое время тесты вызвали много споров. Одни считали их точным инструментом для изучения способностей. Другие отрицали тестовые методы ...

Структура и общая характеристика волевых качеств
Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличи ...

Гештальтпсихология
В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить "кирпичики", и ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru