Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся в условиях профилизации современного школьного образования

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Решение вопросов профессионального самоопределения учащихся в условиях профилизации современного школьного образования

Страница 1

Проблема профессионального самоопределения школьников адекватна принципам современной “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” и “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Особенно остро эта проблема ставит задачи перед педагогами в связи с реализацией идеи профильности старшей ступени школы.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору.

Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная.

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, материалы по знакомству учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. [34]

Школьная биология, охватывая всю систему «природная среда - общество - человек», позволяет комплексно рассматривать среду обитания человека, в связи с чем выступает как особый инструмент в формировании практических умений и навыков, основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности учащихся. Именно этот аспект определяется исключительным мировоззренческим потенциалом предмета, формирующего у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Таким образом, содержание программы по биологии позволяет углубить и расширить круг представлений и профессиональных предпочтений учащихся, обеспечить их профессиональную адаптацию. В процессе конструирования элективных курсов по биологии ученикам необходимо предоставить возможность ознакомиться с практическим применением достижений биологической науки. [40]

В целях формирования устойчивой положительной мотивации школьников содержание курсов предпрофильной подготовки может включать сведения из психологии, химии, географии, истории, обществоведения, направленные на усиление социальной значимости практической деятельности и обеспечение понимания приобретаемых умений и опыта деятельности, сознательное отношение к их овладению.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Субъекты конфликта
Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Это могут быть - отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств Они образуют стержень конфликта. При выходе из против ...

Посттравматическое стрессовое расстройство
Возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм ...

Феномены кажущегося движения
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru