Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

Информация » Особенности школьной дезадаптации у подростков с разным типом личностной направленности

Социализация как исторически обусловленный процесс усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта (Л.С. Выготский) по существу представляет собой процесс становления личности и осуществляется как в условиях целенаправленного воспитания, так и в условиях воздействия различных факторов общественного бытия.

Затруднения, часто возникающие в обучении, скрытые и явные конфликты в общении, различные формы асоциального поведения - все это свидетельствует о плохом приспособлении ребенка к условиям школьного обучения и является препятствием для развития познавательных процессов в целом. Школьная деятельность объединяет два процесса: собственно обучение (овладение знаниями определенного объема и уровня) и школьную социализацию (включение в коллектив, систему школьных межличностных отношений), при нарушении которых формируется особая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, получившей название школьной дезадаптации (К.А. Абульханова, Э.М. Александровская, Б.Н. Алмазов, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь).

Анализируя литературные источники, можно сказать, что в настоящий момент существует большое количество работ, направленных на определение феномена школьной дезадаптации. Изучение различных аспектов проблемы школьной дезадаптации привлекает внимание детских психиатров, психологов, педагогов, физиологов и других специалистов, однако попытки определения природы возникновения феноменов школьной дезадаптации, а также способы их выделения и структурирования зачастую приводят к возникновению односторонних редукций: общемедицинских, психиатрических, социальных, психологических.

Опираясь на представление о школьной дезадаптации как явлении мультифакторного процесса, следует отметить, что в каждом отдельном случае тот или иной фактор (биологический, личностный, онтогенетический, средовой, педагогический и др.) или их совокупность играет базисную, причинную роль, в то время как остальные оказываются либо пусковыми, либо дополнительными (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Т.Г. Дичев, К.Е. Тарасов, А.А. Северный).

Наибольшее число исследований феномена школьной дезадаптации относится к начальному периоду обучения. Проблемы школьной дезадаптации этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных (Э.М. Александровская, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, В.И. Лубовский и др.), что, по всей видимости, определяется возможностью более четкого выделения факторов риска, а также вызывающих их причин. К числу проявлений школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте, как правило, относятся затруднения в учебе, а также нарушение школьных норм поведения. Для ребенка младшего школьного возраста в первую очередь это связано со сложностью овладения новым ведущим типом деятельности - учебной деятельностью.

При сходстве внешних проявлений школьной дезадаптации, выражающихся обычно в проблемах обучения, поведения, межличностных отношений и др., для учащихся среднего школьного возраста наиболее актуальными становятся задачи определения механизмов взаимодействия личности и школьного сообщества на социально-психологическом уровне. Для подростков раннего периода, переживающих затруднения половозрастной идентификации в период пубертата, наиболее значимыми являются эмоционально-аффективные переживания, связанные с осознанием себя в качественно иной роли в окружающем мире. На передний план выступают факторы риска возникновения школьной дезадаптации, относящиеся к выраженности эмоционально-волевых нарушений (И.С. Бердышев), нарушения поведенческих проявлений (С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, В.Л. Васильев, И.А. Горьковая и др.), а также начальные нарушения психосоматического статуса подростка (Е.М. Вроно, Б.В. Воронков, Е.К. Глушкова, Н.М. Попова, Д.Н. Исаев и др.).

Существует ряд исследовательских работ в отечественной педагогике, психологии и дефектологии, изучающих процессы школьной дезадаптации у детей, имеющих нарушения психического, соматического и социального характера, эмоциональных расстройств и др. - различных форм аномалий развития (А.Н. Голик, А.О. Дробинская, И.А. Коробейников, И.Л. Крыжановская, Т.В. Лебедева, А.Н. Соловов и др.).

Исследований, относящихся к психологическому анализу школьной дезадаптации учащихся старшей возрастной группы, объединяющих в себе различные подходы: медицинский, психиатрический, социальный в настоящий момент явно недостаточно. Подростковый период развития личности представляет одну из наиболее важных и во многом специфических проблем как в научном, так и в практическом отношении. Психологический анализ дает представления о том, что в большинстве случаев подростку в первую очередь трудно "быть самому": переживать ситуацию неуспеха в социальном окружении, испытывать сложности в интериоризации социальных норм и ценностей, осознавать проблемы жизненных перспектив. Важное новообразование младшего школьного возраста - рефлексия, является основой, на базе которой в подростковом возрасте развивается самосознание (Л.С. Выготский), что, в конечном итоге, способствует изменению всех прежних отношений к миру, к самому себе и к развитию той жизненной позиции, с которой юноша или девушка вступают во взрослую жизнь (Л.И. Божович).

На основе этого формируется определенная направленность личности, которая характеризует интересы, склонности, убеждения, идеалы человека, она определяет инициативное поведение человека, побуждает разных людей в одной и той же ситуации ставить перед собой разные задачи, формировать неслучайную последовательность целей. В литературе преимущественно изучалась направленность личности без различных нарушений, а направленность личности школьников дезадаптантов практически не изучена.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяют противоречия между:

необходимостью выявления специфических особенностей проявления школьной дезадаптации в подростковом возрасте и недостатком психологических исследований, описывающих особенности дезадаптации в этот период;

потребностями практики в конкретных способах работы по преодолению и профилактике школьной дезадаптации в подростковом возрасте и ограниченным числом такого рода технологий в литературе.

Интересные материалы:

Понятие толпы. Механизм ее формирования
Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, ...

Восприятие символики формы
Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающих пов ...

Особенности эмоционального поведения дошкольника
Эмоциональное поведение – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми ребенок чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru