Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Информация » Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих » Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Страница 3

Рассмотрим следующий компонент систем детерминант отклоняющегося поведения – личностный. В современной психологической теории выделяются следующие подходы к рассмотрению девиантного поведения: экзистенционально - гуманистический подход; психодинамический подход; бихевиористский подход.

Экзистенционально-гуманистический подход рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Наибольший интерес в этом отношении, на наш взгляд, представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла (1990). В его понимании специфические человеческие характеристики - это, прежде всего духовность, свобода и ответственность[21]. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей (с учетом объективных обстоятельств его жизни), за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения, так или иначе, связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т. е. с проявлениями бездуховности.

К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические теории. Клиентцентрированная психология (психотерапия) К. Роджерса (1994). Ключевое место в данной системе занимают понятия самости и самоактуализации. Самость или Я-концепция - это совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация - стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности[22].

Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А. Маслоу (1997). Согласно его взглядам, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями, которые реализуются под влиянием социальных условий[23]. Потребности образуют иерархию - от низших к высшим: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребности в любви и привязанности; потребности в признании и оценке; потребности в самоактуализации – реализации потенций, способностей и талантов человека. Из концепции самоактуализации вытекают следующие выводы. Одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации. Это может означать: фрустрацию базовых потребностей (препятствия на пути их удовлетворения); индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней; недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через девиантное поведение.

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрейда (1998), раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения.

3. Фрейд в психической жизни человека выделил сознательное и бессознательное[24]. Бессознательное включает то, что недоступно для сознания из-за подавления (собственно бессознательное), и то, что может легко перемещаться из бессознательного в сознание (предсознательное). Сознательное, выступает инстанцией, чувственно-воспринимающей внутренние и внешние возбуждения, делающей их осознаваемыми с помощью речи. В основе поведение человека лежат два инстинкта – либидо (созидательный - любовь, творчество) и мортидо (инстинкт разрушения). На основе взаимодействия этих двух инстинктов и компонентов психики, у человека формируется поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Проявления пессимизма у детей и подростков "группы риска"
Ребенок, проживающий в условиях постоянного стресса, испытывает травмирующие переживания, которые не только доставляют страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Общее физическое и психическое развитие детей и подростков & ...

Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие: · Ранимость, обидчивость. · Низкая способность к принятию, осознанию и в ...

Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей ли ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru