Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности (группы) к социальным нормам.
Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг (2001) на примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение - это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним».
Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных конфликтных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Но этой стороны объяснения недостаточно, для того чтобы понять природу девиаций. Рассмотрим следующее направление, объясняющее девиации, а именно биологические теории.
Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические условия - та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).
Ярким представителем данного направления выступает американский врач и психолог У. Шелдон (1999), который обосновал связь между типами темперамента и поведения, а также типами соматического строения человека[17].
Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход[18], основанный на предложенных Ч. Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ.
К. Лоренц (1994) продолжил идею Ч. Дарвина, сформированную как этологический подход. Различные феномены человеческого поведения ученый объясняет врожденным инстинктом борьбы за существование. «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида»[19].
Современные исследования биологических детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и, особенно, генетике.
В рамках биокриминологии предпринимались целенаправленные попытки установления связи между девиантным поведением и наследственными особенностями человека. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса (1970), проведенные в середине 60 - х гг. XX в[20]. Его исследования привели к выводу, что наличие лишней 7 - хромосомы у мужчин определяет их предрасположенность к криминальному поведению (среди заключенных такая аномалия проявляется в 15 раз чаще, чем обычно).
Другими биологическими факторами девиантного поведения могут быть: повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы.
Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к следующим выводам. Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. То есть, в целом отклоняющееся поведение личности является результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов, действие которых, в свою очередь, преломляется через систему отношений личности.
Интересные материалы:
Печаль
Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить, что это очень специфическая эмоция.
Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разв ...
Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников фо ...
Философские и естественнонаучные
предпосылки психоанализа
Выступая против метафизического понимания бытия человека в мире, психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной ид ...