Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Информация » Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих » Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Страница 5

Вероятность подкрепления усиливается следующими факторами: а) устранение неприятностей; б) привлечение внимания (по мнению Б.Скиннера, только те люди, которые внимательны к нам, подкрепляют наше поведение); в) аффектация (демонстрация сильных эмоций); г) улыбка или любая форма одобрения; д) предоставление возможности заниматься любимой деятельностью; е) предоставление власти; ж) удовольствия - универсальная награда (сладкое, еда, секс и т.п.). Эти подкрепляющие стимулы мы привыкли называть поощрение. Если же в ситуации поведения, подкреплений не оказывается в наличии, происходит угасание поведения. Задача психологии, по мнению Б.Скиннера, объяснить поведение с учетом истории его подкрепления и угасания. С этой точки зрения психотерапию можно рассматривать как систему подкрепления, предназначенную для восстановления угасшего желательного поведения или подкрепление нового позитивного поведения.

В аспекте рассмотренных положений влияние конфликта на отклоняющееся поведение можно определить как результат сложного обусловливания среды. Для уменьшения или устранения отклоняющегося поведения среда располагает следующими способами. Это, во-первых, негативное подкрепление (лишение чего-либо важного). Во-вторых, это эмоционально - негативное обусловливание – наказание. Эффективность наказания зависит от ряда условий: оно должно применяться сразу после нежелательного поведения; быть пропорционально поступку; индивидуально значимым; по возможности должно осуществляться без свидетелей Большинство исследователей признают, что наказание далеко не всегда предупреждает нежелательное поведение. Третий способ угашения поведения - оперантное угашение реакции, когда она просто игнорируется или человек помещается в иную среду, где прежнее поведение невозможно. Доказано, что угашение реакции данным способом более эффективно, чем негативное подкрепление или наказание.

Теория социального научения, разработанная А. Бандурой (1999), представляет плодотворное развитие классической теории научения[27]. В соответствии с теорией социального научения врожденными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено, поскольку за ним стоят сложнейшие навыки, требующие специального научения.

В соответствии с теорией социального научения основными механизмами формирования поведения являются следующие:

1. Научение через наблюдение (викарное научение) является ведущим способом. Люди научаются поведению и когнитивным навыкам, преимущественно наблюдая за моделями (за другими людьми).

2. Научение в действии, или научение через опыт, распространено чрезвычайно широко. Совершая действия, люди испытывают влияние их последствий (оперантное обусловливание). Поэтому на поведение существенно влияет то, как человек воспринимает последствия.

Исходя из сказанного, А. Бандура выделяет три регулирующие мотивационные системы - это системы, базирующиеся на внешних, косвенных и самопродуцированных результатах. Внешние мотиваторы - это внешние последствия действий человека, усиливающие или ослабляющие эти действия в последующем. Косвенные мотиваторы (мотиваторы опосредования) - знания, полученные в результате наблюдения за последствиями реакций других людей.

Внутренние мотиваторы (мотиваторы саморегуляции), особенно важны, поскольку человеческое поведение в основном осуществляется без непосредственного вознаграждения. Саморегуляция поведения включает в себя три подпроцесса: самонаблюдение (получение информации о своем поведении), оценочный процесс (оценка положительности или отрицательности своего поведения с точки зрения личных стандартов) и самореагирование (влияние на свое поведение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы ...

Место и роль психосоциальной работы в системе социальной работы
Введение в России социальной работы и подготовки специалистов по социальной работе кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социал ...

Понятие структуры в психологии восприятия
Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психолог ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru