Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Информация » Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих » Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Страница 6

Подводя итоги, мы невольно приходим к выводу, что проблема отклоняющегося поведения во все времена имела неугасаемый интерес. Ученые различных направлений, каждый по - своему объясняли данный феномен.

Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическое направление, и многие другие направления и школы, как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке давно интересуются проблемой отклоняющегося поведения, агрессии, конфликтности. Множество научных работ вышло по агрессивному поведению, немало научных трудов по конфликтологии, множество концепций и научных работ по отклоняющемуся поведению, но содержательных работ по взаимосвязи конфликтов и отклонений в поведении очень мало.

Теоретических концепций, изучающих взаимосвязь между уровнем конфликтности и отклоняющегося поведения, в полной мере обосновав все причины, специфику, динамику, влияние не только внутренних, но и внешних социальных условий до сих пор очень мало. Это связано в первую очередь с отсутствием мощной методологической базы для исследования данных феноменов. Так же зависимость данных признаков от наследственно – биологических предпосылок, конституциональных причин, внутриличностных особенностей личности. Поэтому нужно попытаться наиболее полно проанализировать все рассмотренные нами направления и попытаться выделить то основное, что может обусловливать взаимовлияние данных феноменов.

Проанализировав все вышесказанное, попытаемся составить таблицу, куда впишем механизмы формирования отклонений в поведении посредством конфликта, согласно соответствующим направлениям в психологии.

В отечественной психологии большой интерес представляет изучение

психологии отклоняющегося поведения военнослужащих через призму агрессивности. Изучая агрессивное поведение военнослужащих, военный психолог С. Б. Дохолян (1998) отмечает, что следствием определенного типа агрессии, как правило, могут являться различные отклонения в их поведении. Автор делит многообразие агрессивных актов на четыре класса: оппозиционно - защитная агрессия, ситуативно – защитная, инструментальная и враждебная агрессия. Оппозиционно – защитная агрессия характеризуется болезненным и ущемленным самолюбием, чувством невозможности самореализоваться и может вызывать такие формы отклонений как самовольное оставление части, нарушение правил несения караульной службы. Враждебная агрессия характеризуется действиями, в которых деструктивный способ поведения выступает в качестве самоцели, ведущего мотива аморальных и противоправных действий и может вызывать самые негативные формы отклонений в поведении, такие как дезертирство, неуставные взаимоотношения, неисполнение приказа, сопротивление начальнику[28].

Значительный вклад в изучение отклоняющегося поведения посредством анализа социально – психологических основ конфликтов во взаимоотношениях офицеров внес военный психолог А. Я. Анцупов (1993). Он отмечает то обстоятельство, что неэффективное разрешение межличностных конфликтов в диаде «подчиненный – прямой начальник» приводит к отклонениям в поведении военнослужащих.

Существенным дополнением в понимании сущности отклоняющегося поведения военнослужащих стала работа А. И. Шипилова (1993). Изучая социально – психологические особенности возникновения конфликтов между начальниками и подчиненными, автор особое внимание уделяет анализу негативных последствий, возникающих в результате неэффективного их разрешения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Понятие автономной детской речи
Прежде чем перейти к настоящему языковому периоду, ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Любая мать сталкивается с первыми «гу», «абу», «ав», «гули», «мо – мо» и пр., а ведь это своео ...

Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте ск ...

Общая характеристика экстремальных условий труда и обитания
Под психическим состоянием понимается целостная характеристика психической деятельности в определенный период. В настоящее время существует несколько подходов к классификации психических состояний. Н. Д. Левитов распространяет на психиче ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru