Нейропедагогическая структура образовательного пространства

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Нейропедагогическая структура образовательного пространства

Страница 1

Особенностью нейропедагогической матрицы, предлагаемой для анализа образовательного пространства является ее психодиагностическая универсальность. На данную интегративную матрицу можно спроецировать методологические подходы различных психологических направлений. Например, мы рассмотрим сегодня ряд закономерностей с позиции трансактного анализа. Он позволяет проанализировать преимущественно психодинамичекий уровень организации образовательного пространства.

В целом в структуре образовательного пространства можно выделить несколько нейропедагогических полей, в частности, вертикальные и горизонтальные.

1. Вертикальные нейропедагогические поля

Какие как вы думаете, коллеги, можно выделить вертикальные поля? И в чем заключаются их психологические особенности? (эксперимент с чтением)

В образовательном пространстве учебной аудитории можно выделить два вертикальных нейропедагогических поля (НПП

) (рис.3). Верхнее НПП формируется преподавателем при проведении занятия в положении стоя, когда плоскость его коммуникации располагается выше плоскости социальной перцепции учащихся. Подобная нейропедагогическая позиция преподавателя, нередко считающаяся наиболее правильной.

Как вы думаете уважаемые коллеги, почему?

Верхняя позиция ассоциирована с нисходящим типом психологической интеракции. А это формирует с позиции трансактного анализа ролевую коммуникацию: Родитель-дети.

Понятно, что такой тип коммуникации часто обуславливает авторитарную форму педагогического взаимодействия, когда преподаватель с позиции «сверху-вниз» детерминирует передаваемую информацию. Часто это характерно, для преподавателей, имеющих опыт дошкольной и начальной школьной педагогики, у которых вырабатывается психологический стереотип педагогической роли «Родителя» (классная мама, классный папа). Поэтому весь процесс коммуникации нередко начинается типичным обращением даже к студенческой аудитории: «Дети .».

Нужно сказать, что в педагогику вообще идут преимущественно люди с родительским психотипом, чтобы всегда всех воспитывать и обучать. Часто в семье это старшие братья и сестры; или они перенимают роль Родителя от чрезмерно детерминантного отца, матери; или в неполной семье вынуждены брать на себя чрезмерно взрослые социальные функции.

Кроме того, верхняя нейропедагогическая позиция сопровождается чрезмерной психологической активацией преподавателя, так как орто-положение тела вызывает рефлекторно эрготрофную (стимулирующую) реакцию организма и нервной системы. Эрготрофный тип

коммуникации характеризуется излишними психоэнергетическими затратами. Вызывая астению, снижая работоспособность он также может служить причиной психосоматических нарушений у преподавателя по типу тахикардии, артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка и т.д.

С другой стороны, эрготрофная коммуникация вызывает и чрезмерную ответную активацию у аудитории. Это обеспечивает повышение уровня усвоения информации на первой стадии занятия, но быстро вызывает утомление ЦНС и запускает процессы «охранительного торможения». В результате обший уровень обучаемости снижается, особенно при повторных занятиях, проводимых в режиме эрготрофной коммуникации.

По-видимому, более адекватным является использование среднего нейропедагогического поля при проведении занятий преподавателем в положении сидя. В этом случае плоскость коммуникации совпадает с плоскостью социальной перцепции учащихся. Средняя нейропедагогическая позиция преподавателя характеризуется горизонтальным типом психологической интеракции. Это обуславливает ролевую трансакцию по типу: «Взрослый-взрослый».

Естественно, что такая трансакция формирует демократический стиль педагогического процесса, который считается сегодня более оправданным , в частности, в связи с гуманитаризацией образования. При этом взаимодействие реализуется на одном уровне с типичным обращением к аудитории: «Коллеги .».

При этом средняя нейропедагогическая позиция отличается гармоничным типом

рефлекторного реагирования нервной системы с адекватной психологической активацией. Поэтому она не вызывает чрезмерного утомления ни у преподавателя, ни у учащихся, так как не сопровождается дополнительными психоэнергетическими затратами.

В связи с этим уважаемые коллеги, давайте подумаем: кто из студентов предпочитает отвечать на занятиях стоя? Кто сидя? Почему?

По-видимому выбор вертикальных позиций преподавателем при проведении занятия и студентов при ответе на вопросы конечно определяется их типов ВНД, темпераментом, психотипом и носит приспособительный или компенсаторный характер. Возбудимый (холерик, неустойчивый) тип предпочитает среднюю позицию, т.к. она снижает его уровень активации. Тормозной тип (меланхолик, ригидный) предпочитает верхнюю позицию, которая наоборот его стимулирует.

Кроме того, преподаватель чаще предпочитает верхнюю позиции на лекционном занятии и среднюю - на семинарском. Почему?

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория откло ...

Закономерности восприятия музыкальных звуков
Восприятие – это отрaжение в сознании человекa целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мирa при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. [6] В отечественной психологии процесс восприятия рас ...

Особенности школьной дезадаптации в подростковом возрасте
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.И. Божович [9], Л.С. Выготского [19], Т.В. Драгуновой [27], Д.И. Фельдштейна [55], Г.А. Цукерман [68], Д.Б. Эльконина [74] и ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru