Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Информация » Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих » Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими

Страница 1

Причинность формирования отклоняющегося поведения военнослужащих не ограничивается только личностными (психологическими качествами) и условиями военно-социальной среды. Необходимо рассмотреть их взаимодействие, в частности конфликтное, которое ведет к дисгармонии в этой системе.

Представляется, что сущность конфликта между личностью военнослужащего и условиями военно-социальной среды заключается не только в возникновении противоречия, столкновении интересов возможности удовлетворения потребностей, но и в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социально-психологического взаимодействия.

Всевозможные противоречия возникают везде и всегда, и определенная часть их разрешается путем конфликтов, что ведет к отклонениям в поведении, так как сущность конфликта в данном случае шире столкновения интересов и взглядов и заключается в противодействии субъектов конфликта в целом. Таким образом, под конфликтным взаимодействием понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социально - психологического взаимодействия личности военнослужащего с условиями военно - социальной среды, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями и санкциями по отношению друг к другу.

С опорой на исследования проблемы конфликтов, конфликтного взаимодействия в отечественной и зарубежной психологии (А. Анцупова, 1993; К. Левина, 2001; Т. Шибутани, 1999; А. Шипилова, 2000; и другие) выделим основные измерения противодействия субъектов конфликта: в общении, в поведении, в деятельности. В нашем случае особый интерес представляет сфера поведения, сущность противодействия в которой заключается в поступках или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему ущерба.

В ряде психологических исследований (В. Беловодский, 1997; А. Боенко, 1993; Ю. Клейберг, 2000; М. Дьяченко, 1969; Е. Змановская, 2003; Д. Мид, 1934; и другие), выделены качества, которые в значительной мере способствуют формированию и проявлению отклонений в поведении: низкий уровень самоконтроля, эгоцентричность моральных суждений, некритичность усвоения норм референтной группы, высокая реактивность (мощные неосознаваемые реакции на внешние стимулы), неспособность самореализоваться, принятие девиантных норм, сниженная обучаемость, выраженная неуспешность в жизненно важных сферах, изоляция, негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям, завышенные претензии к окружающим, избегание ответственности, эмоциональный дискомфорт, неэффективность саморегуляции, агрессивность, слабая развитость коммуникативных способностей, когнитивные искажения реальности, неадекватная ориентация личности в сложной ситуации, противоречия между дальними и ближними целями, и другие. Эти качества проявляются как в самовольном оставлении воинской части, самоубийстве, нарушении уставных правил взаимоотношений и другом.

Итак, мы можем говорить о том, что проявление определенных личностных качеств ведет к формированию определенного вида отклоняющегося поведения.

Конфликтность личности, сама по себе предполагает наличие, а правильнее сказать развитость или неразвитость определенных качеств, некоторые из которых были перечислены выше: отношение к окружающим (отношение окружающих); физические качества; коммуникативные способности; нравственные качества; агрессивность.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Факторы и статусы, оказывающие влияние на процесс восприятия
Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; ситуации, в которой протекает процесс восприят ...

Сенсорная депривация
Глубокие нарушения зрения и слуха у ребенка изменяют взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной се ...

Познавательные процессы
А - память. В раннем возрасте память у глухих по многим показателям снижена, в дальнейшем по мере обучения основные свойства памяти улучшаются. Предполагается, что зрительная память у глухих выше, особенно на яркие и основные свойства объ ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru