Характер

Информация » Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов » Характер

Страница 1

Черту личности

понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок (стилевых особенностей поведения).

Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который создал типологию характеров, основанных на этических принципах. В древнегреческой литературе типологию характеров, распространённых в афинском обществе, описал Теофраст.

Затем лишь в первой половине ХIХ в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любви к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В конце ХIХ в. проявляются две интересные работы по проблеме характера: книга Ф.Джордано “Характер с точки зрения тела и генеалогии человека” и книга Ф.Полана “Психология характера”. Джордано открыл, что существует два фундаментально различных характера: “у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым” (по сути, Джордано описал экстраверта и интроверта). Ф.Полан отмечал, что строение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются по строгим законам: 1) закон систематической задержки заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные; 2) закон систематической ассоциации состоит в том, что отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие стремления, находящиеся с ними в зависимости. [27].

В начале ХХ в. Н.Лосский предлагает свою классификацию характеров в зависимости от уровня воли и преобладания стремлений. Он делит людей на типы: чувственный, эгоцентричный и сверхличный.

Сверхличный

тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли. [27].

В начале ХХ в. А.Ф.Лазурский впервые предложил создать психосоциальную классификацию характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их “социальный аспект”. [27].

Дальнейшие исследования приводили к обогащению понимания характера:

1. Возникло понятие “социального характера”. “В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни” (Э.Фромм). “если характер индивида более менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждает его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условия его культуры”. [27].

2. Характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в “базисной (основной) личной структуре”. Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве (это “основная, модальная личность”) (А.Кардинер). [27].

3. Если личность отражает культуру, отражённую в индивидуальном поведении, то характер отражает мировоззрение, отражонное в индивидуальном поведении (Д.Хонигман, Н.Д.Левитов). [27].

4. Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), психоаналитик Фрейд постулировал идею структуры характера, доказывая, что “можно вывести формулу формирования основного характера из определённых черт; причём первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование”. [27].

5. В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:

· “характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение” (Абрахам).

· “Привычные способы приспособления “Я” к внешнему миру, “ОНО” и “Сверх-я”, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер” (О.Фенихел).

· “Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы” (Бингхлоул).

· “Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.д.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил” (Райх).

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: · Приветственная речь ; · То ...

Дети с церебральным параличом
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определ ...

Группа астеников
В наиболее чистом и простом виде симптоматология конституциональной астении представлена у так называемых неврастеников, субъектов, наиболее отличительными чертами которых именно и являются чрезмерная нервно-психическая возбудимость, разд ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru