Коррекционно-воспитательная работа

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Коррекционно-воспитательная работа

Коррекция (с латинского – исправление) – это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка. Применительно к коррекционной педагогике этот подход определяется как коррекционно-воспитательная работа.

Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер психолого-педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом. Это связано с тем, что каждый дефект отрицательно влияет не только на отдельную психическую функцию, а снижает социальную адаптацию ребенка во всех ее проявлениях.

Поэтому она не сводится к отдельным корригирующим упражнениям, развивающим конкретные психические процессы, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта. Одновременно преодолеваются имеющиеся у него нарушения речи, моторики, сенсорных функций, поведения и т.д. Оно направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка. В каждом случае оценивают степень отставания в развитии по сравнению с возрастной нормой, учитывают его качественные особенности, а также клинический диагноз и потенциальные возможности развития (Е.М. Мастюкова,1992).

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы классной и не классной работы в процессе формирования общеобразовательных и трудовых навыков. Сначала осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания. Затем они получают общеобразовательные знания и профессиональные умения. Важное значение имеет коррекция нарушений в эмоциональной сфере и устранение личностных недостатков. В ряде случаев применяются также лечебно-коррекционные мероприятия (ЛФК, массаж, ФТО, прием медикаментозных препаратов и т. д).

Интересные материалы:

Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препя ...

Понятие «эмоции» по П. Милнеру, П.Фрессу, А.Н.Леонтьева, К. Изарду, Е.В., Ильину
Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) ...

Понятие автономной детской речи
Прежде чем перейти к настоящему языковому периоду, ребенок начинает говорить на своем, понятном только ему и близким людям, своеобразном языке. Любая мать сталкивается с первыми «гу», «абу», «ав», «гули», «мо – мо» и пр., а ведь это своео ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru