Коррекционно-воспитательная работа
Коррекция (с латинского – исправление) – это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией понимается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка. Применительно к коррекционной педагогике этот подход определяется как коррекционно-воспитательная работа.
Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер психолого-педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом. Это связано с тем, что каждый дефект отрицательно влияет не только на отдельную психическую функцию, а снижает социальную адаптацию ребенка во всех ее проявлениях.
Поэтому она не сводится к отдельным корригирующим упражнениям, развивающим конкретные психические процессы, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.
Сущность коррекционного воспитания состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта. Одновременно преодолеваются имеющиеся у него нарушения речи, моторики, сенсорных функций, поведения и т.д. Оно направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.
Воспитание предполагает сочетание педагогических и лечебных мероприятий, а также учет специфики аномального развития и возрастных особенностей ребенка. В каждом случае оценивают степень отставания в развитии по сравнению с возрастной нормой, учитывают его качественные особенности, а также клинический диагноз и потенциальные возможности развития (Е.М. Мастюкова,1992).
Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы классной и не классной работы в процессе формирования общеобразовательных и трудовых навыков. Сначала осуществляется усвоение знаний об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания. Затем они получают общеобразовательные знания и профессиональные умения. Важное значение имеет коррекция нарушений в эмоциональной сфере и устранение личностных недостатков. В ряде случаев применяются также лечебно-коррекционные мероприятия (ЛФК, массаж, ФТО, прием медикаментозных препаратов и т. д).
Интересные материалы:
«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, К. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Это вывод был использован для форму ...
Циклотимики
Гораздо чаще, чем конституционально-депрессивные и конституционально-возбужденные психопаты, встречаются личности с многократной волнообразной сменой состояний возбуждения и депрессии. Эти колебания обыкновенно берут начало в возрасте пол ...
Специфика развития личности ребенка в младшем
школьном возрасте
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время от 6-7 до 9-10 лет. Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту обозначается как кризис 7 лет. По ...