Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Страница 1

Для того чтобы провести полный и всесторонний анализ понятия «профессиональное самоопределение», следует начать с рассмотрения истории его становления, его развития в различные исторические эпохи.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). В достаточно популярном в то время издании «Кающийся энциклопедист» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии, и даже выделены четыре типичные варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. Уже в дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Еще задолго до официального открытия служб профессионального самоопределения в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профессионального самоопределения были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профессионального определения. Проблемы профессионального самоопределения стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская.

В мае 1924 года появилась первая Лаборатория Профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В апреле 1927 года по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М.Бехтерева, Наркомтруд организует при институте мозга первое в СССР Бюро Профконсультации. За 1927-1928 годы обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет – обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.

В 1928 году организуются Бюро по Профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году – в Перми, Ярослевле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 годы были открыты 47 бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е годы Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьного профессионального определения. Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. вопросы профессионального самоопределения активно обсуждались.

Но уже в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», затронувшее и работу педологов по оказанию школьникам помощи в профессиональном определении. В 1937 году было отменено трудовое обучение в школе, наблюдалось резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора (в том числе и профессии), просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам профессионального самоопределения школьников. В 60-е годы была организована группа профессионального самоопределения в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н. Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель – А.М. Голомшток).

В 60-80 годы (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок резко понизился.

Правда уже с середины 80-х годов в стране на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свободы выбора. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профессионального самоопределения молодежи. В этот период было сделано довольно много:

- создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах – множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной теории профессионального самоопределения, а фактически, и для становления школьной психологической службы;

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Зарубежная история психоанализа
В последнее десятилетие 19 века, пребывая в изоляции, Фрейд очень страдал от одиночества; в то же время, как он позднее заметил, именно это давало возможность сконцентрировать внимание на работе, не отвлекаясь на разногласия, которые вско ...

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения .Особое место в периоде ...

Физиологические и культурно специфические основы невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru