Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Страница 4

Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок, взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому здесь от педагогов требуются и такт, и высокий профессионализм, и активное противостояние психолого-педагогическому «любительству» и знахарству.

Следуя всему вышеизложенному, можно определить следующую компонентную структуру профессионального

самоопределения, соотносимую с рассмотренной ранее структурой профессионального самоопределения как процесса:

1) ценностно-смысловой компонент:

Þ осознание и оценка ценности честного общественно-полезного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);

Þ осознание необходимости профессионального образования;

Þ общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора); общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране ипрогнозирование ее изменений, в том числе престижности выбираемойдеятельности и всего образа жизни;

Þ выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности;

2) целевой компонент:

Þ выделение, осознание и постановка для себя дальнейших намеченных целей и их согласование с другими жизненно важными целями;

Þ выделение ближних и ближайших профессиональных целей, как этапов ипутей к главной цели;

Þ знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основавыбора);

3) познавательный компонент:

Þ знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять науспешность достижения целей, соотнесение их с желаемым;

Þ знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выборупрофессии;

Þ знание внешних препятствий на пути к целям, всего того что можетпомешать в профессиональной самореализации;

Þ знание способов преодоления внешних препятствий;

4) деятельностный компонент:

Þ наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основномуварианту);

Þ реализация намеченных целей, устранение собственных выявленных недостатков, которые могут повлиять на достижение целей;

Þ начало практической реализации профессиональной перспективы. [23]

Итак, профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение – это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии, содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием, важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 

Интересные материалы:

История гипноза
Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать ...

Как проводится психоанализ
Психоанализ. Это первый из современных психотерапевтических методов. Пережив период огромного успеха на обоих континентах, психоанализ в настоящее время прочно утвердился только в Европе, особенно во Франции. В Северной Америке его мало-п ...

Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотноше ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru