Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний

Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные отрезки обозначены как периоды, а наименее продолжительные - как фазы развития.

В свою очередь использована поуровневая система построения возрастных периодов или ступеней развития субьектности по В.И. Слободчикову и уровней личности А.Н. Ананьева, В.С. Мерлина. Причем вместо периодов становления самобытности В.И. Слободчикова предложена стадия интеграции, а вместо периода становления самобытности - стадия дифференциации.

В синтогенетической периодизации сохранено и подразделение по Л.С. Выготскому литических фаз развития на две подфазы, а кризисов развития - на предкризис, собственно кризис и посткризис. Фазы дивергенции и конвергенции наглядно отражают характер вазимодействия синтогенетических осей или линий развития Ж. Пиаже аналогично схеме деятельностной периодизации Д.Б. Эльконина.

Выделение кризисов структуирования сознания, Я-концепции, центрального новообразования и кризисов функционирования ведущей деятельности, основных психологических процессов соответствует как принципам организации периодизаций Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейн, так и теории психосоциальных кризисов Э. Эриксона, психодинамической концепции психологических кризисов и т.д. Кроме того введено понятие переходного (фазового) кризиса, обьединяющего подфазы между собой.

Таким образом, с позиции закона единого сознания синтологической психологии можно целостно отразить единство всех периодизаций в познании индивидуального развития. При этом они не отрицают, не противопоставляются друг другу. Они синтологически обьединяются, так как взаимнодополняя друг друга как отдельные грани, созидают интегральную целостность человеческого сознания, Я-концепции.

В целом синтогенетическая теория развития отражает поэтапный процесс формирования глобулы Я-концепции человека. Поэтому общее направление синтогенетического развития: «от глобальной недифференцированной ситуации индивида (плода) (Х. Таджфел, Л. Гараи, М. Кегни, Л.И. Обухова) к глобальной интегрированной ситуации персональности (старческий возраст) (К. Коффки, П. Левин и др.). Это позволяет сформулировать синтогенетический закон глобального психологического развития

: «Возрастное развитие человека происходит от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности»).

Предложенный подход с позиции синтогенетической периодизации психического развития имеет важное обобщающее значение для возрастной и специальной психологии, позволяет интегративно рассматривать все стадии формирования психологических систем человека в их взаимосвязи.

Интересные материалы:

Характер
Черту личности понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок ...

Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, кот ...

Особенности развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
игра младший школьник словесная память 7 лет — это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru