Развитие специального образования

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Развитие специального образования

Страница 2

Интеграция детей с проблемами развития

в настоящее время реализуется в следующих направлениях:

1) Психологическая интеграция - применение специальных методик профилактики и коррекции вторичных психо-эмоциональных нарушений и компенсации явлений психологической депривации (изоляции).

2) Семейная интеграция - воссоединение с семьей за счет современных технологий семейного обучения и индивидуальной работы коррекционного педагога и специального психолога в домашних условиях.

3) Педагогическая интеграция - обучение и воспитание совместно с обычными детьми на основе общности законов психологического развития в обшеобразовательных учереждениях.

4) Социальная интеграция - адаптация детей в обществе нормальных сверстников в связи с дальнейшим развитием гуманистических тенденций в специальном образовании.

3. Одновременно должен осуществляться процесс дифференциации специального образования

с выделением исторически сложившихся сфер деятельности:

1) Дефектология (использует технологии коррекционного обучения «детей с выраженными отклонениями в развитии», т.е. с наличием грубых дефектов и вторичных нарушений на уровне умственной отсталости, слепоту, глухоты и т.д. (7-10%), осуществляемое в специальных учреждениях интернатного типа.

2) Коррекционная педагогика (развивающее обучение «детей с проблемами развития», умеренными отклонениями психического развития на уровне ЗПР, слабовидения, слабослышания и др. (40-55%), осуществляемое в специальных классах общеобразовательных школ.

3) Специальная педагогика (компенсирующее обучение «детей с проблемами обучения», «ограниченными возможностями» в группах риска по школьной дезадаптации общеобразовательных школ) /35-55%/.

Но кроме выделения основных сфер специального образования в настоящее время предлагается и ряд дополнительных разделов. В частности, В.П. Кашенко и ряд современных ученых (Е.М. Мастюкова), выделяют лечебную педагогику, которая осуществляет педагогическую работу с тяжелобольными детьми, в частности, в условиях медицинских учреждений, обучая их при длительном стационарном режиме, т.е. снижая эффект социально-психологической депривации.

Дополнительным разделом является и социальная педагогика, обеспечивающая обучение социально незащищенной группы детей или детей в условиях социальных учреждений. Эти разделы дополняют дефектологию; основной раздел коррекционной педагогики могут дополнять индивидуальная, кризологическая, реабилитационная педагогики; а раздел специальной педагогики - валеологическая и профилактическая педагогики. Однако, все они должны решать общую задачу специального образования - интеграция помощи детям с проблемами развития.

Это подтверждается и обшей целью специального образовательной среды

, которая должна обеспечить «лечение, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию».

Т.к. детский возраст считается до 16 лет, а затем начинается юношеский возраст, то для расширения сферы деятельности специального образования обучением в вузах, необходимо уточнение в Проекте: «не только дети (до 16 лет), но и юноши (до 23 лет) могут пользоваться услугами специального образования в различных его формах. Это имеет особое значение и в связи с известной нейрофизиологической закономерностью продолжающегося формирования структур мозга до возраста 23-25 лет.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru