Направления исследования
Принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление человека о профессии соответствует его потребностям. Чем "богаче" потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с "богатыми" потребностями способен на вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.
В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология. Прежде всего, ученых волнует вопрос о движущих силах, определяющих поведение человека. Некоторые исследователи основными движущими силами считают биологические факторы (инстинкты» потребности человека), другие — социальные; одни исходят из теории одного побуждения, другие — из представления о "каталоге побуждений".
Анализ научных исследований по проблемам мотивации позволил нам выделить три основные шкалы классификации мотивов:
I) осознанности — неосознанности;
II) врожденности — приобретенности;
III) качественной характеристики.
I) Проблема бессознательного и сознательного в мотивации. Достаточно часто восприятие, мысли, чувства, стремления, намерения, желания рассматривают как явления сознания. В интроспективной психологии считали, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию, а в греческой традиции человек занимает уникальное место в мире, поскольку человеческое существо наделено сознанием, разумом. Но при всем огромном значении сознания оно является только частью психического, причем не всегда ведущей и определяющей поведение человека. Именно она является первичной формой существования психического. Психическое существует независимо от его осознания. Психика возникла как регулятор отношений организма и среды. Посредством ощущений, восприятий, представлений независимо от их осознания происходит отражение действительности. Они должны достаточно точно отражать внешний мир в отношении задач построения адаптивного поведения. Сознание есть вторичная, субъективная форма существования психического. Это отражение психического в самом себе. Для сознания характерно предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого является психическое образование. Семантическое содержание сознания человека сформировалось в процессе рождения языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития. Важно подчеркнуть, что процесс осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, а также того факта, что психические явления могут протекать и протекают вне контроля сознания. Наиболее полно концепцию взаимодействия сознательного и бессознательного разработал Зигмунд Фрейд. Он исходил из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем переход в сферу сознательного не является обязательным процессом. Заслуга З.Фрейда состоит в том, что он главное внимание обращает не на внешний мир и детерминацию психики этим внешним миром, а на внутренний мир человека, на те психические процессы и структуры, которые возникают в самом человеке.
Основные мотивации поведения. Мотивации, выделенные Фрейдом: стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающим, эдиппов комплекс, стремление к смерти, инцестуальное влечение. Эрих Фромм добавил к мотивациям, выделенным Фрейдом, нарциссизм, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, любовь и ненависть, наслаждение чувственным удовольствием и страх перед ним. Карл Густав Юнг дополнил перечень базовых потребностей учением «о коллективном бессознательном», согласно которому у человека врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы представляют общечеловеческие первообразы, отражающие опыт прежних поколений и зафиксированные подсознанием. Альфред Адлер считал главным источником мотивации стремление к самоутверждению как компенсацию возникшего в раннем детстве чувства неполноценности. Существенным для любой психоаналитической концепции является динамическое понимание поведения человека. «Это означает, что исполненные энергией силы мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда поняты эти силы». Психическая энергия «основывается на психических силах, которые становятся очевидными только в своих проявлениях, обладающих определенной интенсивностью и идущих в определенном направлении. Эта энергия связывает и разввязывает, держит индивида в самом себе и одновременно поддерживает его связь с внешним миром».
Интересные материалы:
Понятие «эмоция»
ЭМОЦИЯ (от лат. "emotion" - волнение) - это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизн ...
Сократ и сократические школы
Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться ...
Память: сущность, процессы, виды, функции
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал C.JI.Рубинштейн, ...