Развитие специального образования

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Развитие специального образования

Страница 1

«Недостаточно просто любить и выражать истину; нужно любить и выражать истину, преследуя какую-либо высшую цель» Г. Торо

В настоящее время отмечается как существенное изменение социально-психологических условий в обществе в целом, так и особенно в области специального образования. Последнее выступает в роли внутреннего «барометра» системы образования, наиболее чутко реагирующего на динамику экономического, политического и психологического кризиса в нашей стране. Все негативные перемены в обществе в первую очередь отражаются на самой социально незащищенной группе детей - «детей с ограниченными возможностями».

Значительное увеличение числа сирот, детей с девиантным поведением, задержкой психического развития и умственной отсталостью является объективным показателем физического, социально-психологического и педагогического неблагополучия нашего общества. Это требует дальнейшего поиска путей реформирования специального высшего образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике, которые могли бы профессионально решать существующие проблемы детей с ограниченными возможностями.

Участвуя в сентябре 1997 г. в обсуждении «Проекта реформирования системы специального образования

» на научно-методическом совете министерства образования РФ мы внесли ряд предложений, которые позднее были детализированы:

1. Понятие «дети с ограниченными возможностями

» носит общесоциальный характер, затрагивая функции, которыми специальное образование не владеет и вступает в противоречие с социальной работой (если не выделить вместе социальную педагогику); с физической культурой (если не отдифференцировать валеологическую педагогику) и т.д. Т.е. смысл специального образования растворяется в безбрежном пространстве «возможностей» детей, которые по тем или иным причинам не реализуются, но находятся в сфере интересов других наук, а отнюдь не самой специальной педагогики.

Она сегодня еще не готова стать той «педологией», которую создавали в начале века П.П. Блонский и В.М. Бехтерев, чтобы интегрировать в себе «все знания о ребенке». Специальная педагогика может быть лишь составной частью такой целостной педагогики, т.к. отвечает за специальное образование детей.

По-видимому, ранее существовавшее понятие «дети с отклонениями в развитии» рационально заменить на более гуманистический и проблемоцентрированный подход к личности ребенка - «дети с проблемами развития», т.к. «отклонение» - что-то «не соответствующее социально-психологической норме». А это определенным образом воспринимается и детьми и их родителями.

2. Необходимо продолжить тенденцию интеграции специального образования.

Особенно в условиях, когда центральный публицистический орган называется «Дефектология», имеется Центральный НИИ «коррекционной педагогики», а наименование научной специальности в этой области - «специальная педагогика». Но существующая механистическая интеграция, которую предлагают некоторые специалисты, отожествляя данные понятия с синонимами, представляется нам значительным упрошением.

Реальная интеграция возможна только на уровне общей теоретико-методологической базы. Сегодня на новом уровне развития науки стала актуальной проблема создания «единого сообщества детей с различными проблемами». Только единство существующего множества подходов к диагностике и коррекции детей с проблемами развития обеспечивает создание интегральной системы технологий специального воспитания и обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Принцип прегнантности
Метод срисовывания (Фолькельт). Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Джон Гибсон). Фигурное последействие (Келлер и Уаллах). Прегнантность (от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальт ...

Сущность пессимизма как качества личности и причины его возникновения
Состояние современного общества сложилось таким образом, что немалая часть населения испытывает неудовлетворенность своих потребностей, дискомфорт. В результате этого у людей развивается такое человеческое качество как пессимизм. Под вли ...

Ансамбль субактивностей
Предметная активность целого организма не существует вне и помимо субактивностей его органов. Она не есть некий чрезвычайный прибавок к этим субактивностям, но всегда совпадает с какой-то одной из них, полагая ее в качестве всеобщей или в ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru