Развитие специального образования

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Развитие специального образования

Страница 3

Одновременно заканчивается образование базисных психологических систем личности. Поэтому изучение более широкого возрастного диапазона обусловлено общими законами психофизического развития человека и формирования отклонений от него. В законе о ПМПК уже заложена такая возможность, а в ГОС – исследование и взрослых.

Среди ближайших частных задач реформирования специального образования

можно назвать следующие:

1) Создание службы специальной психологии с введением соответствующих должностей не только в коррекционных, но и в общеобразовательных учреждениях.

2) Инициирование специальных психологических программ для коррекции и саморегуляции педагогов как общего, так и специального образования; внедрение аналогичных программ для студентов вузов с созданием необходимых условий для их осуществления.

3) Создание интегрированных технологий ранней (до 3 лет) диагностики и коррекции проблем в развитии.

4) Разработка теоретико-методологических основ интеграции специального образовательного пространства, организации единой вариативной системы специального образования.

4. В настоящее время требуется пересмотр традиционно сложившихся форм и названий специальностей

в данной области знаний. Коррекционная педагогика должна быть не только дошкольной, но и школьной, иначе прерывается преемственность в реабилитационном развитии ребенка на уровне школы в случае умеренной девиации развития. В свою очередь специальная педагогика должна заниматься субкомпенсированными, слабовыраженными девиациями.

Название «олигофренопедагогика» не соответствует своему современному содержанию в связи с тем, что она в условиях преобладания умеренных форм интеллектуальной недостаточности должна заниматься не столько олигофренией, сколько ЗПР и пограничными формами. Исходя из латинского звучания «интеллект» (рацио) можно говорить о рациопедагогике, комплексно изучающей все формы интеллектуальной недостаточности от слабовыраженных (специальная педагогика) до выраженных осложненных (социальная педагогика).

Значение тифлопедагогики и сурдопедагогики в условиях хорошо развитой медицинской помощи населению уменьшилась, что позволяет их обьединить вместе с другими сенсорными девиациями, например, в сенсопедагогику («сенсус»-восприятие). Сфера деятельности последней значительно может быть расширена за счет специальных форм работы с детьми, имеющих близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие умеренной степени выраженности, которых очень много в общеобразовательных учреждениях. В эту же группу могут быть отнесены дети с тугоухостью 1-2 степени, нарушениями пространственной ориентировки, недостатками проприоцептивной чувствительности и т.д.

Раньше не выделялась в дефектологии конкретного направления для работы с моторными девиациями, хотя существуют специальные учреждения, а главное имеется большое количество детей, в том числе с умеренными проявлениями моторной недостаточности. Такое направление можно назвать, например, кинезопедагогикой («кинезис»-движение).

Аналогичным образом требуется расширить сферу деятельности логопедии. А в связи с быстрым ростом девиаций поведения, открытием специальных учреждений для данной группы детей необходимо создание одноименного направления, например, моропедагогика («моро»-поведение). В целом, прогнозируя дальнейшую дифференциацию специальностей можно предложить пространственную матрицу специального образования.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Семейное благополучие
Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий. ...

Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...

Исследование темперамента в России
Исследования темперамента и его физиологической базы ведутся в ряде направлений отечественной психологии. Далее будет рассмотрено только одно из них, в русле которого были получены данные о роли генотипа и среды в детерминации темперамент ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru