Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Страница 6

Далее можно рассмотреть специфические типы стрессовых реакций, нередко встречающиеся у военнослужащих.

Паника

Одним из наиболее характерных эмоциональных состояний в экстремальных условиях является паника. Паника — это временное переживание гипертрофированного страха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы к чувству долга и чести. В основе паники лежит переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге возникают неадекватность мышления и повышенная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности ("у страха глаза велики"), резкое повышение внушаемости.

Паника бывает групповой и индивидуальной. Индивидуальная паника выражается в поспешности, неадекватности поступков, принятии явно ошибочных решений и выраженном стремлении избежать мнимой опасности или непринятии защитных мер, когда опасность реальна. Особенно тяжелые последствия влечет за собой индивидуальная паника командира. Так, во время русско-японской войны в сражении под Мугденом генерал А.Н.Куропаткин из-за панических донесений о том, что японцы будто бы обходят фланги, сам подвергся панике и отдал приказ об отступлении, которое превратилось в тяжелое поражение.

Иногда говорят и пишут о коллективной панике, что является грубой ошибкой. Если сохраняется коллектив, сплоченность, управление, то паника не возникает. Военнослужащие верят друг в друга, взаимодействуют, могут под влиянием боевой обстановки отступать, наступать, но не бегут панически. В панике коммуникативные связи, взаимодействия прерваны, поэтому паника может быть только групповой, но не коллективной. Именно поэтому каждый командир обязан проявлять заботу о сплочении и укреплении воинского коллектива.

Панику можно подразделить на два основных типа:

1) паника, возникающая сразу после экстремального воздействия устрашающего характера, воспринимаемого как смертельная опасность;

2) паника вследствие длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, ведущего к нервному истощению и фиксированию внимания на предмете тревоги.

Перечислим основные причины, вызывающие состояние паники:

• низкое морально-политическое состояние войск, низкий моральный дух, недостаточная социальная мотивация к участию в боевых действиях, что предопределяет развитие отрицательных эмоций, страх бессмысленной (по мнению солдата) смерти;

• отсутствие строгой дисциплины, объединяющей солдат и офицеров в стойкие боевые коллективы;

• нарушение принципа единоначалия в подразделении;

• разобщенность старослужащих и молодых солдат или же недостаточный опыт всего личного состава. Чтобы предупредить такие предпосылки паники, еще римские легионы в бою строились таким образом, чтобы первые и последние шеренги занимали самые опытные и стойкие воины — триарии;

• нарушение управления войсками, отсутствие информации о бое и связанная с ними утрата веры в руководство;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Что такое теория
Раз уж каждый знает, что такое личность, то уж конечно, каждый знает, что такое теория. Наиболее распространено убеждение в том, что теория противоположна факту. Теория есть недоказанная гипотеза или спекуляция относительно действительнос ...

Семейное благополучие
Когда выбран спутник жизни, нужно строить отношения. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу. Для того чтобы выстроить серьезные отношения требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий. ...

Анализ основных подходов к классификации видов памяти
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru