Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические особенности поведения человека в экстремальных условиях

Страница 2

В результате теоретических и экспериментальных исследований было показано, что для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии), основанные на его личном опыте и психологических ресурсах. К данному типу личностных ресурсов обычно относят уровень когнитивного развития, особенности Я-концепции и уровня самоконтроля, а также психологические особенности личности, обеспечивающие стрессоустойчивость.

Подчеркивая психологическую сторону стресса, следует отметить, что человек реагирует не только на реальную опасность, но и на угрозы и символы опасности, связанные с прошлыми переживаниями. Физиологические изменения, происходящие в организме человека в ответ на стрессовые воздействия, в действительности являются лишь следствием уже вызванных ими эмоциональных переживаний: без эмоциональных переживаний физиологические изменения не происходят, даже если стресс заканчивается физиологической травмой. Стресс, таким образом, возникает прежде всего в ответ на угрозу, которая дистанционно воздействует на человека, вызывая у него то или иное эмоциональное отношение к ней и подготавливая тем самым весь организм к возможным физическим последствиям. Следовательно, стресс является для человека результатом восприятия такой угрозы, эмоциональные переживания которой оказывают влияние на его способности к эффективной деятельности.

Таким образом, под термином стрессовое событие могут быть объединены все внешние воздействия на человека, которые, несмотря на все свое огромное разнообразие, вызывают один и тот же эффект — комплекс негативных эмоций, понижающий функциональные возможности индивида либо ослабляющий общую сопротивляемость организма.

В любом стрессовом событии можно выделить три взаимосвязанных компонента:

• дистанционная угроза;

• восприятие и эмоциональное переживание этой угрозы индивидом;

• физиологические и соматические последствия этих переживаний.

В некоторых случаях стрессовое событие может иметь и психотравматические последствия, и тогда говорят о психотравмирующем событии. В процессе ответной реакции на психотравмирующее событие можно выделить несколько фаз:

• первичная эмоциональная реакция;

• фаза отрицания, выражающаяся в эмоциональном угнетении и стремлении избегать воспоминаний о психотравмирующем событии;

• чередование отрицания и вторжения. Вторжение проявляется в "прорывающихся" воспоминаниях о психотравмирующем событии, снах о событии и повышенном уровне реагирования на все, что о нем напоминает;

• фаза дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травматического опыта.

Продолжительность процесса реагирования на стрессовое событие обусловлена значимостью информации, связанной с этим событием, для индивида. При благоприятном течении данного процесса он длится от нескольких недель до нескольких месяцев после случившегося и завершается прекращением психотравмирующего воздействия. Но нередко напряжение, возникшее в результате действия стрессора, сохраняется намного дольше. При этом многие люди либо не распознают симптомы стресса, либо не знают, каким образом можно от них избавиться. В результате напряжение "встраивается" в систему личности и не напоминает о себе до тех пор, пока система не оказывается разбалансированной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Содержание и структура восприятия музыкального произведения
В музыкальной психологии сложилось несколько направлений, изучающих процессы музыкального восприятия. Одним из самых глубоко разработанных направлений является поиск "зерна" восприятия, раскрывающего специфику восприятия музыки. ...

Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью особой формой мышления не свойственная ничему другому. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть вос ...

Подгрупповые занятия
На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru