Социально - психологический аспект подросткового возраста

Информация » Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения » Социально - психологический аспект подросткового возраста

Страница 4

Во-первых, это те ученики, которые создают серьёзные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, техперсонала)- так называемые «трудные».

Во - вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей - «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации: поведенческую, психологическую, смешанную.

Вторую группу «трудных» детей составляют школьники, которых называют трудновоспитуемыми, иногда социально дезадаптированными. или педагогически запущенными, иногда детьми с отклоняющимся, или преступным поведением. Во всех этих случаях речь идёт о таких детях, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы и которые плохо поддаются, более того, как правило, активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Такие учащиеся составляют «группу риска» с точки зрения возможности ими правонарушений. В школе имеются сведения о трудновоспитуемых детях у соц. педагога, в первую очередь о тех. которые стоят на учёте в ОДН, которых подозревают в токсикомании, подростков, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. Социальному педагогу чрезвычайно важно проследить путь, который привёл подростка в данную группу, причём здесь важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога К.Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность, и т. п.). наиболее весомым оказывается фактор самопознания - чёткости и реалистичности себя и своего окружения (8).

В массовой школе в категорию проблемных (« трудных») попадают: дети труднообучаемые и трудновоспитуемые (невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому процессу). Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений учителей и учеников, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения (22).

В настоящее время технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Очень интересной представляется модель коррекции отклоняющегося поведения, разработанная и апробированная под руководством профессора Г.К. Селевко, доцента кафедры педагогики Ярославского технического университета, кандидата педагогических наук Ю.Ю.Черво. Я-концепция-система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе. Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков охватывает все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Эмоции
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К кл ...

Исследование методов урегулирования конфликтов
Урегулирование конфликта – это процесс его разрешения с помощью посредника. Участие посредника возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия [29, с 40]. Существует достаточно много методов урегулирования конфли ...

Формы проявления психики в трудовой деятельности
темперамент трудовой профессия сотрудник Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни). При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru